на пути к цели




196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 168

Тел.: +7 (812) 327-93-70

E-mail: info@confspb.ru



Конференция Кадровая Политика 2014

20 - 21 ноября 2014 г., Санкт-Петербург, Стартовая улица, 6 литер А, Crowne Plaza St.Petersburg Airport
 

Резолюция

20-21 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России» состоялась VII Международная конференция «Кадровая политика».

В мероприятии приняли участие около 300 делегатов от органов федеральной и региональной власти, коммерческих и некоммерческих организаций России и стран зарубежья.

Конференция прошла при поддержке Министерства транспорта РФ, Министерства образования и науки РФ, профильных федеральных и региональных министерств и ведомств.

Традиционно Конференция является опорной площадкой, на которой органы государственной власти совместно с деловым и научным сообществом, представителями общественности обсуждают и вырабатывают решения по вопросам кадрового обеспечения транспортной отрасли. Итогом Конференции стала настоящая Резолюция, которая была подготовлена на основе предложений участников мероприятия и профильных региональных органов власти.

В работе Конференции приняли активное участие представители исполнительных органов власти и крупнейших предприятий транспортной отрасли: статс-секретарь – заместитель министра транспорта РФ С.А. Аристов, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта О.Г. Сторчевой, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.Ю. Бисеров, вице-президент ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальным вопросам Д.С. Шаханов, начальник отдела профессионального образования Административного департамента Министерства транспорта РФ М.В. Солдатов, начальник отдела конвенционной подготовки, дипломирования и учебных заведений Федерального агентства морского и речного транспорта А.В. Назаров, врио начальника Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России Е.М. Мухин, заместитель директора департамента управления персоналом и организационного проектирования ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» М.В. Данильченко.

На VII Международной конференции «Кадровая политика» широко обсуждались проблемы развития рынка труда в транспортной сфере, государственный контроль и повышение качества отраслевого образования.

Участники Конференции, обсудив проблемы кадрового обеспечения транспортной отрасли, пришли к выводу, что для дальнейшего поступательного развития сферы транспорта даже в условиях международной нестабильности необходима всесторонняя реализация кадрового потенциала – ключевого ресурса развития транспортного комплекса.

По мнению участников Конференции, наиболее острой проблемой кадрового обеспечения сферы транспорта продолжает оставаться несоответствие системы подготовки специалистов потребностям рынка труда. Большинство выпускников транспортных учебных заведений не имеют достаточной квалификации для немедленного включения в трудовую деятельность. В результате компания-работодатель вынуждена вкладывать материальные и трудовые ресурсы для дополнительного обучения вчерашнего студента. В условиях роста экономической конкуренции в сфере транспорта сложившаяся ситуация не дает возможности компаниям полноценно реализовать свой хозяйственный потенциал.

В сфере авиационного транспорта не отмечается недостатка кадров, а значительное количество пилотов находятся в «листе ожидания» авиакомпаний. В то же время, выпускники профильных учебных заведений не имеют возможности сразу приступить к профессиональной деятельности, поскольку, зачастую, не знакомы с управлением современными моделями самолетов, из которых состоит парк предприятия и вынуждены проходить дополнительное обучение в авиакомпании.

На железнодорожном транспорте реализуются программы целевого обучения в профильных транспортных университетах. В 2013 году более 7 тысяч человек были направлены на обучение в высшие учебные заведения железнодорожного транспорта по целевым программам ОАО «РЖД». Также силами компании организуются программы профориентации и довузовской подготовки подрастающего поколения. Кроме того, на базе компании функционируют 25 детских железных дорог, которые являются фундаментом для развития практических навыков и привлечения молодежи в профессию. Однако выпускники профильных учебных заведений отказываются работать в регионах со слаборазвитой социальной инфраструктурой и остаются жить в крупных городах. В результате отмечается высокое предложение труда в больших городах и нехватка кадров в отдаленных регионах страны.

Кадровое обеспечение морского и речного транспорта продолжает оставаться достаточно стабильным. Развивается сотрудничество высших учебных заведений с коммерческими компаниями в сфере подготовки квалифицированных кадров, постепенно увеличивается целевой набор на востребованные рынком специальности. Но участники конференции отмечают, что необходимо расширять плавательную практику для дополнительного развития практических навыков учащихся и курсантов.

В связи с реализацией крупномасштабных проектов транспортных коридоров возрастает спрос на квалифицированных дорожных строителей: инженеров, проектировщиков и мостостроителей. Также растет потребность в смежных отраслевых специалистах: транспортных юристах, экономистах, специалистах по финансовому планированию и проч.

Претерпевает значительные изменения и отраслевая инфраструктура. Основой транспортной системы нашей страны в ближайшем будущем станут мультимодальные перевозки. Это означает, что спрос на узкоспециализированных профессионалов будет снижаться, а потребность в инженерах, разбирающихся в особенностях взаимодействия различных видов транспорта при перемещении грузов, будет только расти.

Участники конференции пришли к выводу, что для эффективного решения поставленных задач необходимо модернизировать систему обучения и подготовки кадров. Транспортному образованию необходимо вернуться к принципам, заложенным еще А.А. Бетанкуром, первым ректором Петербургского университета путей сообщения Императора Александра I и основоположником системы российского транспортного образования.

Выпускник транспортного учебного заведения должен обладать фундаментальным инженерным образованием и быть готовым к выполнению прикладных задач, которые будут поставлены перед ним отраслью. Особенно важно, чтобы практические навыки были освоены выпускником не во время его трудовой деятельности, а еще на месте учебы.

Необходимо приблизить процесс обучения к производственным условиям. Для этого нужно развивать сотрудничество с коммерческими компаниями не только в области трудоустройства и стажировки учащихся, но и для согласования учебных программ, по которым ведется преподавание.

Особое внимание участники конференции уделили материально-техническому обеспечению деятельности транспортных учебных заведений. Для развития практических навыков учащимся требуются современные тренажерные комплексы. Не менее важно и техническое обеспечение научной деятельности. Участники конференции подчеркивают, что оснащение лабораторий новейшим оборудованием, образцами передовых технологий и актуальной учебной литературой позволят не только значительно увеличить качество преподавания, но и ускорить научно-технический прогресс и разработку новых технологических решений в сфере транспорта.

Еще одним направлением развития отраслевого образования считается подготовка и концентрация высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава в стенах транспортных учебных заведений. Необходимо привлекать к преподаванию успешных практиков: руководителей и специалистов компаний – лидеров транспортной отрасли. Помимо этого, профессорско-преподавательский состав должен проходить регулярную практику в коммерческих компаниях для того, чтобы быть в курсе последних изменений в деятельности транспортных организаций.

В рамках обсуждения участники конференции пришли к выводу, что транспортной сфере России необходим комплексный документ, регламентирующий принципы и направления кадрового обеспечения отрасли. Этот документ должен включать в себя как план развития отраслевого образования, так и создания благоприятных условий труда, основывающихся на взаимном уважении работника и работодателя и на строгом исполнении норм и требований трудового законодательства.

В связи со сказанным выше, участники конференции VII Международной конференции «Кадровая политика» просят Координатора Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» и Председателя Бюро Высшего Совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обратиться к Председателю Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. Государственная политика в сфере отраслевого транспортного образования
1.1. В целях повышения профессионализма выпускаемых специалистов транспортной сферы участники Конференции предлагают Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ:
1.1.1. Разработать программу опережающей подготовки кадров для каждого сегмента транспортной отрасли РФ.
Инициатор предложения:
Петербургский государственный университета путей сообщения Императора Александра I

1.1.2. Оказать содействие созданию и развитию профессиональных образовательных кластеров.
Инициаторы предложения:
Участники VII Международной конференции «Кадровая политика»

1.1.3. Восстановить целевой набор в средние профессиональные учебные заведения.
Инициатор предложения:
Московский государственный университет путей сообщения
Комментарий Правительства Республики Коми:
Поступление на обучение по программам среднего профессионального образования осуществляется без конкурса. Наличие целевого договора на целевое обучение не дает никаких преференций для абитуриента. В то же время, если работодатель нуждается в подготовке специалиста, он может заключить на любом этапе обучения договор со студентом с целью его дальнейшего трудоустройства, предоставив ему при этом меры социальных гарантий или поощрений.

1.1.4. Внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты специальностей высшего образования укрупненных групп подготовки, увеличив время для прохождения производственных практик.
Инициатор предложения:
Петербургский государственный университета путей сообщения Императора Александра I

1.1.5. Наделить вузы транспорта правом реализовывать образовательные программы на основе собственных образовательных стандартов, разработанных вузом и согласованных с работодателем.
Инициатор предложений:
Московский государственный университет путей сообщения

1.1.6. Провести сравнительный анализ и дать официальное заключение об эффективности образовательных программ бакалавриата (в т.ч. прикладного) и специалитета в разрезе подготовки кадров для транспортной системы с учетом специфики отдельных видов транспорта.
Инициатор предложения:
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

1.1.7. Сохранить специалитет по эксплуатационным транспортным специальностям.
Инициатор предложения:
Московский государственный университет путей сообщения

1.1.8. Создать программу воспитательной работы в высших и средних учебных заведений, направленную на сохранение и развитие инженерных традиций России.
1.1.9. Содействовать развитию системы внеучебной работы обучающихся, уделив особое внимание формированию коммуникативных навыков и компетенций, необходимых для успешного осуществления трудовой деятельности.
Инициатор предложений:
Петербургский государственный университета путей сообщения Императора Александра I

1.1.10. Разработать программу омоложения профессорско-преподавательского состава учебных заведений с условием сохранения преемственности поколений при передаче знаний.
Инициатор предложения:
ОАО «РЖД»

1.1.11. Принять меры по поощрению учебных заведений, привлекающих к преподаванию отраслевых специалистов и руководителей организаций, успешно осуществляющих трудовую деятельность.
Инициатор предложения:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

1.1.12. Обязать профессорско-преподавательский состав учебных заведений в рамках повышения квалификации проходить обязательную практику в коммерческих компаниях для освоения современного оборудования и технологических процессов.
Инициаторы предложения:
Правительство Ленинградской области, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

1.1.13. Для повышения доступности и эффективности системы транспортного образования принять меры по ускорению внедрения электронных и дистанционных программ обучения.
Инициатор предложения:
Российский профессиональный союз моряков

1.1.14. Внедрить в отраслевых учебных заведениях практику создания клубов технических видов спорта.
1.1.15. Разработать формы поощрения субъектов Российской Федерации, создающих и развивающих совместно с учебными заведениями и отраслевыми предприятиями музеи транспорта.
1.1.16. Проработать вопрос создания на базе образовательных учреждений дорожно-строительного профиля полигонов для проведения испытаний новых видов дорожных покрытий, конструкций мостов в различных климатических и грунтово-гидрологических условиях.
Инициатор предложений:
Правительство Красноярского края

1.1.17. Обязать организации различных форм собственности, подведомственные отраслевым министерствам и ведомствам предоставлять свою базу для прохождения практики студентами профильных специальностей для освоения ими современного оборудования, технологических и управленческих процессов.
Инициатор предложения:
Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена

1.1.18. Ввести подготовку и переподготовку специалистов по общетранспортной тематике, подразумевающей овладение знаниями не по отдельным, а по всем видам транспорта.
Инициатор предложения:
ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук

1.2. В целях повышения качества контроля и надзора в сфере транспортного образования участники конференции предлагают Министерству образования и науки РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с Министерством транспорта РФ:
1.2.1. Признать оценку работодателями уровня подготовки специалистов главным критерием эффективности деятельности учебного заведения.
1.2.2. При разработке критериев оценки эффективности транспортных учебных заведений учитывать их отраслевую специфику.
Инициатор предложений:
Московский государственный университет путей сообщения

1.2.3. Разработать и внедрить механизм общественной оценки качества транспортного образования и создать прозрачные критерии оценки образовательных программ.
Инициатор предложения:
ОАО «РЖД»

1.2.4. Установить единый формат и нормы отчетности о прохождении студентами производственных практик.
Инициаторы предложения:
Участники VII Международной конференции «Кадровая политика»

1.3. Для повышения качества материально-технического обеспечения учебных заведений участники Конференции просят Министерство образования и науки РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство промышленности и торговли РФ:
1.3.1. Разработать программу по увеличению государственного финансирования программ развития транспортных учебных заведений.
Инициатор предложения:
Московский государственный университет путей сообщения

1.3.2. Отказаться от применения системы подушевого финансирования по отношению к транспортным вузам.
Инициатор предложения:
Государственный университет морского и речного флота им. С.О. Макарова

1.3.3. Принять комплекс мер по увеличению площадей для филиалов транспортных учебных заведений.
Инициатор предложения:
Министерство транспорта РФ

1.3.4. Разработать программу по оснащению транспортных учебных заведений современными обучающими тренажерами.
1.3.5. Для улучшения материально-технической базы филиальных сетей транспортных университетов провести анализ целесообразности их объединения и укрупнения.
Инициатор предложений:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

1.3.6. Совместно с Федеральной налоговой службой ликвидировать двойное налогообложение при передаче частной компанией техники и оборудования в пользу учебных заведений.
Инициаторы предложения:
ОАО «РЖД», Московский государственный университет путей сообщения

1.3.7. Разработать комплекс мер по расширению сети научно-исследовательских лабораторий при учебных заведениях и их оснащению новейшим оборудованием.
Инициаторы предложения:
Московский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

1.3.8. Ускорить реализацию проектов по созданию электронных библиотек при учебных заведениях.
Инициатор предложения:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

1.4. В целях развития государственно-частного партнерства в сфере транспортного образования участники Конференции предлагают Министерству образования и науки РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству промышленности и торговли РФ:
1.4.1. Совместно с Министерством финансов РФ разработать систему стимулов и преференций для коммерческих компаний, осуществляющих взаимодействие с учебными заведениями в рамках подготовки отраслевых специалистов.
Инициаторы предложения:
Московский государственный университет путей сообщения, журнал «PR Экспресс»

1.4.2. Обязать все транспортные учебные заведения ввести должность «проректор по связям с производством» для обеспечения эффективного взаимодействия с государственными и частными компаниями по вопросам профессионального обучения, практической подготовки и трудоустройства учащихся.
Инициатор предложения:
Петербургский государственный университета путей сообщения Императора Александра I

1.4.3. Проводить регулярные совещания с коммерческими компаниями по вопросу определения объемов подготовки квалифицированных кадров.
1.4.4. Создать механизмы для участия работодателей в разработке содержания программ начального и среднего профессионального образования.
Инициатор предложений:
Правительство Ленинградской области
Комментарий Правительства Приморского края:
Считаем необходимым в пп. 1.4.4 п. 1,4. раздела «1. Государственная политика в сфере отраслевого транспортного образования» слова «программ начального и среднего профессионального образования» заменить словами «программ профессионального обучения и среднего профессионального образования».

1.4.5. Совместно с подведомственными транспортными учебными заведениями наладить взаимодействие с образовательными центрами, созданными коммерческими компаниями – лидерами отрасли.
Инициатор предложения:
ОАО «РЖД»

1.4.6. Разработать меры по поощрению расширения взаимодействия учебных учреждений и коммерческих компаний в рамках научно-исследовательской деятельности и разработки инновационных решений в сфере транспорта.
1.4.7. Разработать программу содействия развитию общественно-профессиональных объединений.
Инициатор предложений:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

1.4.8. Расширить практику заключения ученических договоров между работодателями и студентами транспортных специальностей всех уровней профессионального образования.
Инициатор предложения:
Правительство Калужской области

1.4.9. Разработать программу привлечения работодателей к оснащению кафедр лабораторным оборудованием.
Инициатор предложения:
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

1.5. Правительству РФ рассмотреть необходимость создания единого транспортного высшего учебного заведения.
Инициатор предложений:
Министерство транспорта РФ

2. Кадровое обеспечение авиатранспортной отрасли

2.1. В целях сохранения кадрового потенциала авиатранспортной отрасли и повышения обороноспособности Российской Федерации в авиационной сфере участники Конференции предлагают Министерству транспорта РФ, Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством обороны РФ:
2.1.1. Возобновить военную подготовку студентов по программам подготовки офицеров запаса по военно-учетным специальностям, родственных специальностям летного профиля гражданской авиации с целью недопущения потери квалификации выпускников авиатранспортных учебных заведений во время службы в армии.
2.1.2. Разработать механизм получения военно-учетных специальностей курсантами средних учебных заведений.
Инициаторы предложения:
Участники VII Международной конференции «Кадровая политика»

2.2. Для повышения качества образования в авиатранспортной отрасли участники Конференции просят Министерство образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством воздушного транспорта:
2.2.1. Разработать и внедрить дорожную карту кадрового обеспечения гражданской авиации.
Инициатор предложения:
Всероссийское общественное движение «Молодая Авиация»

2.2.2. Совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ и авиакомпаниями разработать национальные профессиональные стандарты для сферы авиатранспорта с целью сократить издержки авиакомпаний на переобучение и дополнительное обучение выпускников летных учебных заведений.
2.2.3. Содействовать реализации компетентностного подхода в авиатранспортных учебных заведениях.
Инициатор предложений:
Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)

2.2.4. Разработать программу привлечения к преподаванию в учебных заведениях профессиональных пилотов и специалистов авиатранспортной отрасли.
Инициаторы предложения:
Участники VII Международной конференции «Кадровая политика»

2.2.5. При учебных заведениях гражданской авиации разработать и внедрить программу подготовки штурманов и штурманских служб.
Инициатор предложения:
Федеральное агентство воздушного транспорта

2.3. Для развития научно-исследовательского потенциала авиационной отрасли участники Конференции предлагают Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством воздушного транспорта:
2.3.1. Усилить заказ на научную деятельность высших авиационных учебных заведений.
2.3.2. Совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ провести НИР с участием отраслевых образовательных организаций и авиакомпаний по разработке профессиональных стандартов для авиационного персонала, на основе которых разработать федеральные государственные образовательные стандарты и программы профессиональной подготовки нового поколения.
2.3.3. Расширить использование технологий облачных вычислений, направленных на обеспечение взаимодействия специалистов образовательных учреждений гражданской авиации и авиационных предприятий в процессе совместной разработки профессионально-ориентированных образовательных решений.
Инициатор предложений:
Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)

2.4. В целях развития рынка труда и системы образования в сфере авиационного транспорта участники Конференции предлагают Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству воздушного транспорта:
2.4.1. Создать экспертную группу по изучению влияния найма иностранных пилотов на развитие национальной системы подготовки кадров для авиатранспортной отрасли.
Инициатор предложения:
Межгосударственный авиационный комитет

2.4.2. Признать нецелесообразным реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 1 августа 2014 г. №762 «О максимальной численности иностранных граждан, которые могут быть приняты на работу для замещения должности командира гражданского воздушного судна, и об условиях, при которых допускается заключение трудового договора с указанными иностранными гражданами».
2.4.3. Совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ определить и законодательно закрепить количество нарушений в сфере трудового законодательства, зафиксированных надзорными органами, после которых наступает ответственность собственников и директоров предприятий.
Инициатор предложений:
Профсоюз летного состава России

2.5. В целях обеспечения безопасности осуществления авиатранспортной деятельности участники Конференции предлагают Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству воздушного транспорта:
2.5.1. Разработать комплекс мер по увеличению надзора за летной годностью пилотов.
Инициатор предложения:
Межгосударственный авиационный комитет

2.5.2. Разработать и утвердить «Комплексную отраслевую программу системы качества профессиональной подготовки и сертификации авиационного персонала, обеспечивающего безопасность и эффективность функционирования воздушного транспорта».
2.5.3. Разработать и утвердить Федеральные авиационные правила (далее-ФАП) «Система качества профессиональной подготовки и сертификации авиационного персонала гражданской авиации (далее – ГА) РФ» по требованиям стандартов ИКАО – 1-го, 17-го и 19-го Приложений ИКАО, ст.24.1 Воздушного кодекса РФ.
2.5.4. Совместно с Министерством образования и науки РФ разработать и утвердить учебные модульные курсы «Качество профессиональной подготовки и сертификации авиационного персонала требуемой квалификации, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность» в соответствии с требованиями Приложений ИКАО №№ 1, 6, 17, 18, 19 и ст. 52 Воздушного кодекса РФ.
2.5.5. Совместно с Министерством образования и науки РФ разработать и утвердить в соответствии с требованиями ИКАО (Приложение №19, DOC 9859 РУБП) учебную программу (учебный курс) профессиональной подготовки и повышения квалификации авиационного руководящего персонала требуемой квалификации «Менеджер по управлению безопасностью полетов» (риск менеджер, специалист по управлению безопасностью полетов).
2.5.6. Совместно с Министерством образования и науки РФ установить минимальное ежегодное количество набора абитуриентов на бюджетной основе не менее 15 мест по направлению подготовки: 160000 «Аэронавигация» по профилю «Менеджер управления безопасностью полетов (безопасностью авиационной деятельности)», 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение производства полетов ВС», «Магистр управления авиационной безопасностью».
2.5.7. Утвердить перечень авиационного персонала ГА (по типу Постановления Правительства РФ №749 от 10.07.98 г.).
2.5.8. Совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ разработать квалификационно-должностные требования (профессиональные стандарты) к авиационному руководящему персоналу, обеспечивающему безопасность на ВТ (по типу Постановления Правительства РФ №749 от 10.07.98 г.).
2.5.9. Совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ обеспечить создание на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Головного отраслевого «Научно-методического центра». Целью работы Центра будет являться разработка и внедрение системы профессиональных стандартов, Федеральных авиационных правил, руководств, учебных модульных курсов подготовки авиационного персонала и нормативно-технической документации, регламентирующей систему качества профподготовки авиационного (руководящего) персонала на основе утвержденных профессиональных стандартов, квалификационно-должностных требований (по утвержденному перечню). Обеспечить ежегодное финансирование инновационной площадки и «Комплексной НИР» в объеме не менее 20 млн. рублей.
2.5.10. В Воздушном кодексе РФ определить и законодательно закрепить правовое положение учебно-летного процесса образовательного учреждения гражданской авиации.
2.5.11. Разработать и ввести в действие новые Федеральные авиационные правила, объединяющие общие требования ФАП-128 и ФАП-147 с конкретными положениями и требованиями в области организации, обеспечения и выполнения учебно-летной работы и аттестации авиационного персонала в летных учебных заведениях гражданской авиации (далее – ЛУЗ ГА).
2.5.12. Разработать и ввести в действие Руководства, Правила, Инструкции и т.п., развивающие и детализирующие положения ФАП по различным составляющим деятельности ЛУЗ ГА:
2.5.12.1. Типовое «Положение об организации, подготовке, выполнению учебных и учебно-тренировочных полетов в ЛУЗ ГА».
2.5.12.2. Инструкцию «Требования к кандидатам на должность инструктора летного учебного заведения ГА».
2.5.12.3. Рассмотреть вопрос об организации и руководстве учебными полетами на полевых аэродромах командно-летным составом летных учебных заведений ГА.
2.5.13. Разработать и представить на рассмотрение Правительству РФ проект Соглашения о сотрудничестве в области управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов государств-участников Содружества Независимых Государств:
2.5.13.1. Внести в Исполнительный комитет СНГ предложение о создании Межгосударственного совета по безопасности полетов гражданских воздушных судов Содружества Независимых Государств.
2.5.13.2. Представить на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств проект Соглашения о сотрудничестве в области управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов государств-участников Содружества Независимых Государств.
2.5.13.3. Совместно с правительствами других государств-участников СНГ разработать единые требования к формированию государственных систем управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов.
Инициатор предложений:
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

2.6. Министерству труда и социальной защиты РФ рассмотреть возможность применения специального порядка исчисления нормы рабочего времени для сменного режима работы, например равными долями на учетный период от годовой нормы рабочего времени.
Инициатор предложения:
ЗАО «УК Аэропорты регионов»

3. Кадровое обеспечение железнодорожного транспорта

3.1. В целях развития отраслевого железнодорожного образования участники Конференции просят Министерство образования и науки РФ, Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство железнодорожного транспорта:
3.1.1. Разработать комплекс мер по модернизации организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена при активном участии работодателей.
3.1.2. Оказать содействие реализации кластерной модели подготовки кадров, реализуемой на принципе государственно-частного партнерства.
3.1.3. Расширить применение сетевой формы реализации образовательных программ для приближения процесса обучения к производственным условиям.
3.1.4. Разработать и внедрить механизмы межуровневого согласования учебных программ среднего профессионального и высшего образования с компаниями-работодателями.
3.1.5. Инициировать внесение изменений в действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ с целью создания возможностей для квотирования приема в профессиональные образовательные учреждения.
3.1.6. Внести предложение об изменении действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ в целях создания возможности заключения трехсторонних отношений в договоре о целевом обучении (1.Уполномоченный орган по реализации единой государственной политики в области профессионального образования; 2.Заказчик; 3.Обучающийся).
Инициатор предложений:
Правительство Республики Саха (Якутия)

3.1.7. Рассмотреть возможность сделать ЕГЭ по физике обязательным экзаменом для всех учащихся средних учебных заведений.
Инициатор предложения:
Московский государственный университет путей сообщения

3.2. Для развития кадрового потенциала железнодорожного транспорта участники Конференции предлагают Министерству образования и науки РФ, Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству железнодорожного транспорта:
3.2.1. Совместно с Министерством обороны РФ рассмотреть возможность осуществления подготовки кадров по рабочим специальностям через прохождение молодежи срочной службы в железнодорожных войсках.
3.2.2. При разработке образовательных программ создать механизм, обеспечивающий гибкое реагирование содержания образовательных программ и численности обучающихся на изменения в сфере рынка труда.
Инициатор предложений:
Правительство Республики Саха (Якутия)

3.3. Для улучшений кадрового обеспечения метрополитенов Министерству образования и науки РФ, Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству железнодорожного транспорта предлагается расширить перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение работников на базе структурных подразделений метрополитенов, осуществляющих образовательную деятельность, при условии обеспечения необходимой материально-технической базой и преподавательским составом.
Инициатор предложения:
Правительство г. Москвы

4. Кадровое обеспечение морского и речного транспорта

4.1. Для повышения качества образования в сфере морского и речного транспорта участники Конференции предлагают Министерству образования и науки РФ, Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству морского и речного транспорта:
4.1.1. Рассмотреть вопрос о выработке и закреплении законодательных норм, обеспечивающих распространение законодательства о целевом приеме и целевом обучении на среднее профессиональное образование и на компании всех форм собственности. Для этих целей необходимо внести соответствующие изменения в ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Инициатор предложения:
Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.1.2. В целях организации эффективной практической подготовки учащихся в заведениях морского и речного транспорта:
4.1.2.1. Руководителям практик учебных заведений проводить регулярные встречи с руководством компаний различных форм собственности для создания плана совместной работы на каждый учебный год.
Инициатор предложения:
ФГУП «Росморпорт»

4.1.2.2. Увеличить продолжительность плавательной практики до срока, составляющего не менее 12 месяцев.
4.1.2.3. Рассмотреть возможность установления повышающего коэффициента к расходам на производственную практику для плавательных направлений подготовки (специальностей): «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».
Инициатор предложений:
Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.1.2.4. Установить в виде исключения для флотских специальностей высшего образования по специальностям 26.05.05 «Судовождение», 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» срок обучения не менее 6 лет, поскольку обязательная морская практика для этих специальностей в соответствии с Образовательными стандартами и Международной конвенцией ПДНВ составляет не менее одного года.
4.1.2.5. С целью сохранения качества образования в соответствии с имеющимися требованиями к компетенциям инженерных должностей, задействованных в постройке и эксплуатации морской и речной техники, а также для повышения уровня безопасности морского и речного транспорта, установить срок обучения по инженерным направлениям, отвечающим за строительство и техническую эксплуатацию инфраструктуры речного и морского транспорта не менее 5 лет, к которым отнести: 08.03.01 «Строительство» (Гидротехническое строительство), 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 26.03.01 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры».
Инициатор предложения:
ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

4.1.3. Создать механизм получения учащимися и курсантами профильных учебных заведений рабочих документов, дающих право занимать штатные должности в период их дальнейшей практики после окончания первого курса обучения.
4.1.4. Рассмотреть возможность осуществления подготовки и выдачи дипломов и квалификационных свидетельств учебными заведениями по совмещенным специальностям (моторист-матрос, моторист – ГЭС, моторист-токарь).
Инициатор предложения:
ФГУП «Росморпорт»

4.1.5. Принять меры по расширению работы в сфере создания интерактивных учебников и учебных пособий.
Инициатор предложения:
Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.1.6. Обеспечить государственную поддержку содержанию и эксплуатации учебных судов и материально-технической базы образовательных учреждений морского профиля.
4.1.7. Разработать программу по увеличению количества морских детских школ, клубов юных моряков и речников.
Инициатор предложения:
ФГУП «Росморпорт»

4.1.8. Расширить функции учебных заведений по проведению воспитательной работы в учебных заведениях морского и речного транспорта.
Инициатор предложения:
Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.1.9. В целях сохранения кадрового потенциала морского и речного транспорта и повышения обороноспособности Российской Федерации участники конференции предлагают Министерству образования и науки РФ, Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству морского и речного транспорта совместно с Министерством обороны РФ:
4.1.9.1. Ввести обязательное военное обучение для курсантов плавательных специальностей по программам матросов и старшин запаса ВМФ для уровня среднего профессионального образования и офицеров запаса ВМФ для уровня высшего образования.
4.1.9.2. Присвоить особый статус образовательным организациям, осуществляющим подготовку плавсостава судов, соответствующий статусу военных учебных заведений и обеспечить учащихся бесплатным питанием, обмундированием и вещевым довольствием.
Инициатор предложений:
Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.1.9.3. С целью сохранения многоуровневой подготовки работников морского и речного транспорта целесообразно обеспечить отсрочку от призыва в ряды вооруженных сил выпускников командных речных училищ уровня среднего профессионального образования для последующего их непрерывного обучения на уровне высшего образования.
Инициатор предложения:
ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

4.1.10. Для повышения качества переподготовки и дополнительного обучения работников сферы морского и речного транспорта участники конференции предлагают Министерству образования и науки РФ, Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству морского и речного транспорта:
4.1.10.1. Сократить до 3-4 лет сроки обучения по программам высшего профессионального образования для работников, имеющих среднее профессиональное образование и работающих по специальности.
4.1.10.2. Оценить возможность реализации дистанционного обучения для подтверждения квалификации моряков.
Инициатор предложений:
Федеральное агентство морского и речного транспорта, Российский профессиональный союз моряков

4.2. В целях защиты трудовых прав и свобод моряков участники конференции просят Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство морского и речного транспорта, Министерство труда и социальной защиты РФ:
4.2.1. Разработать отдельный Федеральный закон «О труде в морском судоходстве» или включить требования Конвенции о труде в сфере морского судоходства в отдельную главу Трудового кодекса РФ.
4.2.2. Принять меры по скорейшему вступлению в силу поправок в Конвенцию о труде в сфере морского судоходства.
4.2.3. Внести изменения в приказ Министерства транспорта РФ №62 от 15.03.2012 с целью совершенствования порядка подтверждения дипломов членов экипажей морских судов.
4.2.4. Инициировать изменения в Трудовой кодекс РФ, которые позволят заключать коллективные профессиональные соглашения в интересах моряков.
4.2.5. Разработать систему управления государственным научно-исследовательским флотом, исключающую риск снижения качества условий труда.
Инициатор предложений:
Российский профессиональный союз моряков

5. Кадровое обеспечение автомобильного транспорта

5.1. В целях обеспечения безопасности осуществления автотранспортной деятельности участники Конференции предлагают Министерству транспорта РФ и Федеральному дорожному агентству:
5.1.1. Вменить всем водителям грузового автотранспорта проходить регулярную переподготовку.
5.1.2. Установить требования к водителям, осуществляющим деятельность по перевозке грузов и пассажиров иметь стаж вождения не менее двух лет.
5.1.3. Внедрить практики психофизиологического отбора при найме водителей в организации различных форм собственности.
5.1.4. Принять меры по усилению надзора за прохождением водителями обязательных предрейсовых и пострейсовых медосмотров.
Инициатор предложений:
Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России

5.2. Для качественной подготовки водителей участники Конференции просят Министерство образования и науки РФ, Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство:
5.2.1. Принять комплекс мер по возрождению института профессиональных водителей автомобильного транспорта.
5.2.2. Разработать программу финансового участия государства в профессиональной подготовке водителей.
Инициатор предложений:
ОО Межрегиональный профессиональный союз водителей профессионалов

5.2.3. Обязать руководителей и владельцев частных компаний проводить регулярные стажировки водителей, а также разработать соответствующую нормативную документацию.
5.2.4. Законодательно определить требования к периодичности и содержанию курсов повышения квалификации водителей.
5.2.5. Подготовить и утвердить программу по подготовке консультантов по перевозке опасных грузов.
Инициатор предложений:
Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

5.2.6. Создать Комитет при Президенте РФ, отвечающий за выработку федеральной политики снижения аварийности по причине человеческого фактора.
5.2.7. Создать региональные инновационные площадки для тестирования методик подготовки и допуска к управлению водителей транспортных средств.
5.2.8. Ввести объективный критерий оценки качества подготовки водителей основанный на статистической информации по показателям аварийности.
Инициатор предложений:
Межрегиональная общественная организация поддержки и развития деятельности в области транспортного образования и безопасности дорожного движения «Транспортное образование нации»

5.3. В целях развития автотранспортного образования участники конференции предлагают Министерству образования и науки РФ и Министерству транспорта РФ:
5.3.1. Увеличить количество бюджетных мест в высших образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку кадров для автомобильного транспорта.
Инициатор предложения:
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

5.3.2. Разработать единую программу обучения специалистов автомобильного транспорта для всех коммерческих и некоммерческих курсов по следующим разделам:
5.3.2.1. Подготовка ответственных специалистов по обеспечению БДД и руководителей по темам: Повышение квалификации по организации перевозок по РФ и в международном сообщении и по обеспечению БДД.
5.3.2.2. Подготовка диспетчеров по теме: Транспортная логистика, диспетчеризация, БДД.
5.3.2.3. Подготовка механиков по теме: Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами, транспортировка грузов и перевозка пассажиров, обеспечение БДД.
5.3.3. Разрешить профильным вузам осуществлять повышение квалификации государственных гражданских служащих, принимающих участие в осуществлении государственного контроля и надзора в сфере транспорта по темам, связанным с их непосредственной деятельностью.
Инициатор предложений:
Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

5.3.4. Привлекать к деятельности образовательных учреждений по подготовке водителей грузового транспорта прямых работодателей.
Инициатор предложений:
НП «ГРУЗАВТОТРАНС»

5.4. Для развития общественного контроля в сфере подготовки кадров для автотранспортной сферы участники Конференции предлагают Министерству образования и науки РФ и Министерству транспорта РФ:
5.4.1. Рассмотреть возможность делегирования полномочий надзорных органов в сфере образования саморегулируемым организациям перевозчиков для проведения общественной аккредитации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей грузового транспорта.
5.4.2. Привлекать общественные объединения к обсуждению стандартов и требований к образовательным учреждениям, осуществляющих подготовку водителей.
Инициатор предложений:
НП «ГРУЗАВТОТРАНС»

6. Кадровое обеспечение городского электрического транспорта

6.1. В целях обеспечения безопасности осуществления пассажирских перевозок городским электрическим транспортом предлагается Министерству транспорта РФ, Министерству образования и науки РФ, Министерству промышленности и торговли РФ:
6.1.1. Обязать предприятия и заводы-изготовители, выпускающие подвижной состав, узлы, агрегаты и комплектующие изделия, направлять их технические описания в профильные учебные заведения, а также изготавливать стенды и учебные тренажеры для практического обучения соответствующих специалистов.
6.1.2. В целях качественной подготовки кадров в сфере городского электрического транспорта принять меры по обновлению нормативных документов, руководств и типовых инструкций.
6.1.3. Разработать для отрасли городского электрического транспорта государственную программу развития городского электрического транспорта в муниципальных образованиях (городских округах).
Инициатор предложений:
Правительство Московской области
Все прошедшие мероприятия

При поддержке