на пути к цели



Партнеры


196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 168

Тел.: +7 (812) 327-93-70

E-mail: info@confspb.ru



Конференция Морской туризм 2010

08 - 09 июля 2010 г., Park Inn Прибалтийская, Санкт-Петербург, ул.Кораблестроителей, 14 (смотреть на карте)
 

Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ
II Международной конференции
«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ.
Морской туризм»

Проект Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
"Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ"

 

20 августа 2010 г.

г. Санкт-Петербург

8–9 июля 2010 года в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург — морская столица РОССИИ» в Санкт-Петербурге состоялась II Международная конференция «Санкт-Петербург — морская столица РОССИИ. Морской туризм».

8–9 июля 2010 года в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург — морская столица РОССИИ» в Санкт-Петербурге состоялась II Международная конференция «Санкт-Петербург — морская столица РОССИИ. Морской туризм». В работе конференции приняли участие более 350 человек из 30 регионов страны — Астраханской области, Владимирской области, Иркутской области, Камчатского края, Краснодарского края, Ленинградской области, Новгородской области, Республики Саха, Республики Татарстан, Ставропольского края, Тверской области, Тюменской области, Чукотского АО и других, а также 13 стран ближнего и дальнего зарубежья — Азербайджана, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Латвии, Словакии, Турции, Украины, Финляндии, Хорватии, Эстонии.

Проведенная конференция еще раз подтвердила, что морской и речной круизный туризм обладает высокой привлекательностью за счет аккумулирования преимуществ других видов туризма. С одной стороны, он удовлетворяет рекреационные по¬требности населения, с другой стороны, дает импульсы развитию эконо¬мики прибрежных районов, обеспечивает регионы дополнительными средствами для поддержания и сохранения в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, создает новые рабочие места в населенных пунктах, не имеющих промышленных предприятий. Решение рассмотренных на конференции вопросов и осуществление предлагаемых мер по развитию круизного дви¬жения будет способствовать успешной модернизации транспортной отрасли и ее комплексному развитию. Наиболее актуальными и своевременными остаются вопросы совершенствования портовой инфраструктуры и системы внутренних водных путей, строительства круизного флота и развития системы профессионального образования всех уров¬ней в сфере судостроения, судовождения, туристического бизнеса.

Общемировые показатели отрасли туризма на сегодняшний день демонстрируют устойчивую динамику роста. За счет мультипликативного эффекта туристско-рекреационная индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других.

По оценкам Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) за период c 1990 по 2007 год объем доходов от международного туризма вырос с 264,0 до 856,0 млрд. долл. США. На его долю приходится 3,2 % мирового валового продукта, а с учетом сопутствующих отраслей — 9,4 % (снижение по сравнению с 2008 годом — 3% и 2% соответственно), при этом в туристской индустрии занято 7,6% работающего населения планеты. На сегодняшний день доля туризма ВВП Российской Федерации составляет 2,5%, а с учетом мультипликативного эффекта — 6,3% (в 2008 г. — 2,28% и 6,2% соответственно). В отечественной туристской индустрии работает более 1 млн. человек, что составляет 2,3% занятого населения страны.

Динамика основных показателей туристской индустрии в Российской Федерации в целом соответствует основным мировым тенденциям, характерным для данной сферы в условиях кризиса. Сокращение спроса населения, снижение расходов граждан на отдых, изменение структуры потребительского спроса на туристские услуги отрицательно повлияли на показатели отрасли, более востребованными стали поездки эконом-класса, сократилась продолжительность туров, популярнее стали маршруты выходного дня. В результате — снизились доходы туристических операторов, усилилась ценовая конкуренция, возрос дефицит ликвидности, сократилось количество мелких фирм. Выездной туристический поток в 2009 году сократился на 15,5% и составил 9,6 млн. туристов. Сократился туристский поток и по въездному туризму на 8,5% (2,1 млн. туристов). Но в то же время, по мнению участников, за счет изменения предпочтений российских граждан в сторону отдыха на отечественных курортах, на рынке сложилась благоприятная конъюнктура для развития внутреннего туризма. В 2009 году внутренний туристский поток составил 32 млн. человек, что на 1,6% больше, чем в 2008 году.

По-прежнему привлекательными остаются поездки по культурно-познавательным маршрутам в туристические центры Золотого кольца (Владимирская, Костромская, Новгородская, Ярославская области) и малым историческим городам России. Наблюдается положительная динамика показателей оздоровительного туризма в Центральном федеральном округе. Санатории и профилактории в большинстве регионов округа загружены на 100%. Все большей популярностью стали пользоваться круизный (3%) и сельский туризм (2%). Растет интерес к поездкам по экологическим маршрутам.

На сегодняшний день предпочтения россиян распределились следующим образом: 38% — предпочитают пляжный отдых;

20% — путешествуют с культурно-познавательными целями;
18% — занимает деловой туризм;
8% — увлекаются спортивным и экстремальным туризмом;
7% — отдыхают с оздоровительными целями.

Данные об объемах туристских потоков в период зимних каникул, майских праздников и начала летнего высокого сезона 2010 года свидетельствуют о стабилизации спроса на туристские поездки, а по некоторым направлениям в текущем году прогнозируется их рост. Одним из наиболее быстрорастущих секторов рынка туризма является морской туризм. За 20 лет количество туристов, выбравших этот вид отдыха, увеличилось почти в 2 раза. В 1988 году путешествие по воде совершили 8 млн. туристов, а в 2010 году по прогнозам ЮНВТО эта цифра достигнет 14,5 млн. туристов. По данным Европейского круизного совета, основную часть круизных туристов составляют американцы — 73% и европейцы — 21%.

Регионы России располагают значительными возможностями для развития и качественного улучшения ситуации в сфере круизного туризма и его превращения в высокорентабельную отрасль, способную повысить уровень занятости и доходов населения. Такие возможности определяются как «естественными» предпосылками для развития водного туризма — протяженной береговой линией, разветвленной озерно-речной сетью, так и заинтересованностью региональных и местных властей в форсировании развития круизного рынка.

Несмотря на благоприятные условия для стабилизации ситуации внутри отрасли, морской круизный туризм в России сталкивается со сложностями, требующими дополнительных решений. Участники конференции отметили, что одними из наиболее серьезных факторов, препятствующих развитию туристической отрасли, являются неудовлетворительное состояние внутренних водных путей и физический и моральный износ действующего состава пассажирского флота. В целях улучшения ситуации участниками было озвучено предложение по скорейшему принятию и реализации программ и проектов развития внутреннего водного транспорта России. В краткосрочной перспективе большинство из них предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров.

В программе возрождения речного флота России должны быть предусмотрены меры по развитию и реконструкции судостроительных заводов для строительства речных судов смешанного типа река-море. Необходимо также дальнейшее проведение проектно-научных изысканий для повышения мореходных и эксплуатационных качеств судов в целях повышения экономичности эксплуатации и расширения районов плавания.

Остро стоит проблема недостаточного оснащения морских и речных портов пассажирскими терминалами, отвечающими принятым требованиям. Развитие морских круизов в нашей стране, как было замечено на конференции, в немалой степени сдерживает и отсутствие оборудованных пунктов пропуска через российскую границу в приморских городах.

Для решения указанных задач в ходе II Международной конференции «Санкт-Петербург — морская столица РОССИИ. Морской туризм» был разработан ряд предложений, затрагивающий различные направления развития отрасли. Участники конференции обращают внимание руководства Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на проблемы в сфере развития морского и речного туризма на территории Российской Федерации, существующие на сегодняшний день, и просят Съезд Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Партии В.В. Путина, Председателя Высшего совета Партии Б.В. Грызлова выступить с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать Федеральную целевую программу по развитию туристского речного транспорта с целью стимулирования развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации;

1.1. Для обеспечения функционирования единого трансъевропейского туристического водного кольца создать под председательством партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» рабочую группу из представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального агентства по туризму, представителей регионов и судостроительной промышленности для разработки концепции развития туристской индустрии, формирования правовой, организационной и экономической среды для создания конкурентоспособного туристического комплекса.

2. Для регулирования вопросов финансирования и субсидирования предусмотреть реализацию следующих предложений и рекомендовать созданной рабочей группе, в составе которой представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства по туризму, представители регионов и судостроительной промышленности:

2.1. Внести изменения в законодательство Российской Федерации, связанных с упрощением правил ведения предпринимательской деятельности в области организации и обеспечения водного туризма для частных лиц;

2.2. Разработать программы по организации пунктов сбора судовых отходов на основных туристских маршрутах и механизмы их государственного субсидирования;

2.3. 2.3. Определить межрегиональные водные маршруты с недостаточно развитой туристско-рекреационной инфраструктурой и рассмотреть возможность государственного субсидирования подобных объектов, перспективных для развития туризма с целью их модернизации в рамках Федеральной целевой программы по развитию туристского речного транспорта;

2.4. Рассмотреть возможность софинансирования строительства в Республике Татарстан прибрежной сопутствующей инфраструктуры для обслуживания гостей и участников Всемирной Летней Универсиады 2013 года, а также для обслуживания пассажирских поездок в туристские центры Республики Татарстан - Болгар и Свияжск.

3. Решение задачи обеспечения стабильности и дальнейшего устойчивого развития отрасли, а также создания условий для выхода страны на передовые позиции и становления ее как одной из мировых туристских держав, требует применения комплексного подхода к вопросу развития туристской сферы. Для этого рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации включить в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» следующие предложения:

3.1. Включить объекты инфраструктуры, необходимые для развития сферы водного туризма (порты, причалы, подъездные дороги) в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» для дальнейшего субсидирования их модернизации;

3.2. С целью снижения административных барьеров и повышения привлекательности внутреннего яхтенного туризма рассмотреть вопрос о внесении поправок в существующее законодательство для облегчения прохождения государственной регистрации спортивных парусных судов и прав на них;

3.3. Обеспечить выделение запланированных средств на выполнение мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» по реконструкции и строительству мостов Северо-Двинской шлюзованной системы и Волго-Балтийского водного пути;

3.4. Рекомендовать для включения в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» Оказать содействие в выделении финансовых средств на проведение реконструкции шлюза № 1 к 200-летнему юбилею Мариинской водной системы;

3.5. Министерство спорта и туризма Астраханской области просит рассмотреть возможность установки в морском порту Астрахань постоянного многостороннего морского пункта пропуска пассажиров с пропускной способностью — 50 человек в час. В настоящее время на Каспийском море морские пассажирские пункты пропуска имеют Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. Между этими странами начался регулярный пассажирооборот. Астрахань, несмотря на самый значительный потенциал пассажиров, не имеет морского пассажирского пункта пропуска. С вводом регулярных пассажирских рейсов жители региона получат возможность экономичного проезда, предприниматели области получат доступ на рынки остальных Прикаспийских стран, при вводе круизного морского туристического маршрута по этим странам увеличится поток туристов;

3.6. Для реализации предложенных мероприятий, направленных на развитие круизной инфраструктуры разработать проектную документацию для проведения дноуглубительных, берегоукрепительных работ, работ по реконструкции или строительству причалов, по благоустройству и прокладке сетей инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры в круизных центрах Нижегородской области (г. Чкаловск, г. Балахна, п. Макарий, г. Лысково, г. Павлово), реконструкции пришедших в негодность причалов в Богородском, Вачском, Васильсурском и Сокольском районах; провести съемки акватории рек Волги и Оки и определить комплекс работ по развитию инфраструктуры, подготовить технические задания, предварительные расчеты и технические условия.

4. В целях обеспечения пассажирского флота новыми судами рекомендовать Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству финансов Российской Федерации:

4.1. Предусмотреть подпрограммы финансовой поддержки проектирования и строительства новых судов для внутреннего туризма. В том числе с включением схем государственно-частного партнерства с учетом потенциала регионов для реализации проектов туристско-рекреационной направленности;

4.2. Предусмотреть программы по выделению средств для дотации кредитных ставок и субсидий судовладельцам, проводящим дооборудование судов с целью организации морских круизов на территории российской Арктики (пассажирские и неиспользуемые научно-исследовательские суда ледового класса);

4.3. При участии субъектов Российской Федерации разработать действенный механизм по компенсации затрат судоходным компаниям и пароходствам по полученным кредитам на покупку нового флота, модернизацию и капитальный ремонт существующего флота;

4.4. Для решения проблем обновления флота принять меры по предоставлению сниженных ставок и льготных условий кредитования и налогообложения, созданию российских лизинговых компаний с механизмом возмещения части лизинговых платежей за счет федерального бюджета, так же срок лизинга должен составлять не менее 7 лет;

4.5. Предусмотреть возможность схемы долевого участия государства по строительству судов и сдачи их туроператорам в аренду с последующим правом выкупа, либо в форме погашения процентной ставки до 90% банковской ставки (а не ставки рефинансирования) в сочетании с гарантийным фондом и компенсацией затрат на страхование;

4.6. Рассмотреть условия для привлечения финансовых средств инвесторов, заинтересованных в строительстве и использовании пассажирских судов. Инициировать государственный заказ за счет средств федерального бюджета на строительство двух или более круизно-экспедиционных судов морского и океанского класса с последующей их передачей российским круизным компаниям, которые будут создавать, продвигать и реализовывать круизные программы у берегов Российской Федерации;

4.7. В целях ускорения процесса строительства новых судов целесообразно предусмотреть в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года финансирование из федерального бюджета строительства первого экспериментального круизного судна «Золотое кольцо» (стоимостью 600 млн. руб.);

4.8. Рекомендовать проработать вопрос о целесообразности создания на базе ОАО «Зеленодольское ПКБ» (ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») проектный центр разработки комплексных проектов по созданию судов и плавучей инфраструктуры (дебаркадеры, плавучие заправки, мусоросборщики и т.д.) для обеспечения туристских водных маршрутов.

5. В целях обеспечения безопасности судоходства и поддержания в надлежащем состоянии внутренних водных путей и гидротехнических сооружений рекомендовать Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот):

5.1. Расширить межведомственное взаимодействие в восстановлении и реконструкции водных объектов, в том числе создать механизм долевого участия коммерческих организаций, заинтересо¬ванных в развитии судоходства, в фи¬нансировании обеспечения судоходства. Для финансирования проектов развития водных путей и модернизации гидротехнических сооружений привлекать коммерческие кредиты и кредиты международных финансовых институтов.

6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработать комплексную программу по возрождению судоходных рек, рассмотреть возможность осуществления совместного финансирования путевых работ с регионами;

6.1. Законодательно урегулировать отношения между организациями, ответственными за внутренний водный транспорт России, и физическими и юридическими лицами, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, с целью запретить размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежной защитной полосы.

7. С целью стимулирования развития въездного и внутреннего водного туризма рекомендовать Федеральной службе по тарифам:

7.1. Разработать упрощенную процедуру получения разрешения на осуществление заходов в территориальные воды Российской Федерации иностранных судов, прибывающих для путешествий и участия в соревнованиях, а также предусмотреть снижение портовых сборов для иностранных пассажирских судов, прибывающих в субъекты Российской Федерации, как стимулирующего фактора для повышения экономической привлекательности развития международного морского туризма в Российской Федерации и обеспечения большего вклада туризма в социально-экономическое развитие регионов;

7.2. Рассмотреть возможность снижения таможенных льгот на ввоз в Россию судового оборудования, агрегатов и запасных частей для судов, не производимых в России.

8. Для развития морских экспедиционных круизов, организуемых российскими компаниями на арктических территориях Российской Федерации, которые позволят повысить экономическую привлекательность северных территорий за счет активации мелкого и среднего бизнеса, продемонстрировать открытую позицию Российской Федерации в сферах арктического сотрудничества, эколого-просветительской деятельности в вопросах сохранения полярной экосферы, рекомендовать Федеральному агентству по туризму (Ростуризм):

8.1. Организовывать и предоставлять на льготных условиях места на стендах крупнейших международных туристических выставок для компаний, специализирующихся на организации и выполнении экспедиционных круизных программ на российскую Арктику;

8.1.1. Разработать и организовать печать рекламно-информационных материалов на английском языке о возможностях российских арктических территорий для распространения на крупнейших международных выставках;

8.1.2. Наладить сотрудничество с российскими компаниями, обладающими уникальным опытом самостоятельной организации экспедиционных программ на российских арктических территориях;

8.2. Для повышения качества обслуживания туристов разработать систему мер для улучшения подготовки кадров в соответствии с растущими требованиями туристической отрасли. Рассмотреть возможность создания отраслевых образовательных комплексов;

8.3. Для более качественной организации морских и речных круизов на территории Российской Федерации оказать финансирование следующих инициатив, направленных на популяризацию отрасли водного туризма:

8.3.1. Создать механизмы софинансирования маркетинговой поддержки: издание достаточного количества рекламно-информационной продукции о круизном туризме на различных языках, организация участия в выставках и конференциях туристической тематики на льготных условиях;

8.3.2. Учредить рабочую группу «Круизы по внутренним водным бассейнам России», в рамках которой прорабатывать меры по восстановлению или созданию круизных туров для российских и иностранных туристов в бассейнах Балтийского моря, Белого моря, Черного моря, рек Енисей, Лена, Амур, озера Байкал, а также в следующих регионах — Камчатский край, Калининградская область, Курильские острова;

8.3.3. Проводить маркетинговые исследования в области формирования наиболее оптимальных туристических маршрутов.

9. Для определения целесообразности и дальнейшей реализации для развития туризма Федеральному агентству по рыболовству рассмотреть региональный проект «Янтарный берег: яхт-клуб и курорт», реализуемый в городе Пионерский Калининградской области. Девелопером проекта является компания «Эмбер Лэнд Компании». Проект предусматривает реконструкцию и новое строительство в зоне терминала Пионерский порта Калининград, а также на прилегающих к терминалу земельных участках международного пассажирского морского терминала для круизных лайнеров, туристической и рекреационной зоны, рыболовецкой зоны, яхтенной марины с соответствующими современными инфраструктурными объектами. Общая стоимость проекта составляет 22,8 млрд. рублей, инвестиции в проект осуществляют частные инвесторы, бюджетное финансирование не предусмотрено. Инвестору на праве собственности принадлежат земельные участки смежные с терминалом Пионерский, однако для реализации Проекта необходимо получение прав на гидротехнические объекты терминала, балансодержателем которых в настоящее время является ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», предприятие, учрежденное Федеральным агентством по рыболовству. Правительство Калининградской области предлагает внести следующие предложения по реализации Проекта «Янтарный берег: яхт-клуб и курорт»:

9.1.  Решение технических вопросов между Инвестором и Федеральным агентством по рыболовству;

9.2. Внесение соответствующих корректировок в Федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах»;

9.3. Одобрение полной концепции Проекта Федеральным агентством по рыболовству, Министерством транспорта Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;

9.4. Принятие решения Правительством Российской Федерации о расширении терминала Пионерский за счет реконструкции существующих объектов и строительства новых.

10. Для решения вопросов обеспечения безопасности на морском транспорте рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере транспорта предусмотреть внедрение следующих инновационных разработок, которые позволят проводить объективную авторизацию всех участников технологического процесса транспортировки пассажиров:

10.1. Введение для сотрудников морских и речных портов биометрических служебных удостоверений личности (смарт-кард) для поддержания контрольно-пропускного режима;

10.2. Организация обязательной выдачи пассажирам биометрических удостоверений для предварительной проверки по паспортным и биометрическим данным туристов, попавших в «черные списки», а также для контроля туристов при сходе на берег и возвращении на теплоход;

10.3. Использование мобильных биометрических терминалов для пограничного паспортного контроля, оперативной идентификации личности граждан, регистрации туристов, прибывающих в страну, а также для отслеживания туристов по стране путем сканирования отпечатков пальцев в гостиницах, автобусах для дальнейшей передачи информации на сервер с целью накопления и анализа.

Все прошедшие мероприятия

Организатор мероприятия


При поддержке

  • минтранс