на пути к цели



Партнеры


196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 168

Тел.: +7 (812) 327-93-70

E-mail: info@confspb.ru



Конференция Кадровая политика 2012

22 - 23 ноября 2012 г., Санкт-Петербург, Crowne Plaza St.Petersburg Airport, Стартовая улица, 6 литер А (смотреть на карте)
 

Резолюция

22-23 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург — морская столица России» состоялась V Международная конференция «Кадровая политика», посвященная выработке эффективных решений по кадровому обеспечению транспортной отрасли, индустрии производства и обслуживания транспортных средств, сферы строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

В работе Форума приняли участие Председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по регламенту и парламентской деятельности, руководитель Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» В.А. Тюльпанов, Председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, руководитель направления «Кадровая политика» Проекта А.Н. Дегтярёв, член комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике, заместитель координатора Проекта В.Т. Поцяпун, статс-секретарь – заместитель Министра транспорта РФ С.А. Аристов, Председатель Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств В.И. Стражев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Т.А. Бархатова, заместитель директора Департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ Е.А. Москалева, представители всех подведомственных Министерству транспорта РФ агентств и служб, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной миграционной службы.

Делегатами мероприятия стали вице-губернаторы Архангельской области и Пермского края, отвечающие за развитие инфраструктуры и курирующие кадровое обеспечение инфраструктурных проектов, руководители подразделений по работе с персоналам и кадровым вопросам Российских железных дорог, Объединенной авиастроительной корпорации и Объединенной судостроительной корпорации, заместитель председателя Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России», ректоры и проректоры ведущих транспортных вузов России, а также представители органов исполнительной и законодательной власти, делового и научного сообщества около 40 регионов РФ и иностранных государств.

Участники конференции, обсудив наиболее актуальные вопросы кадрового обеспечения транспортного комплекса и смежных отраслей, отметили следующее.

В целях развития транспортной системы России в рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р) осуществляется ряд мер, направленных на обеспечение отрасли необходимыми профессиональными кадрами. В частности: обеспечение транспорта на всех уровнях профессионально подготовленными работниками массовых профессий; подготовка специалистов-управленцев широкого профиля; содействие созданию корпоративных систем управления персоналом.

Квалификация работников транспортного комплекса имеет особое значение для государства и общества в целом, поскольку специфика их деятельности сопряжена с риском для жизни граждан, пользующихся различными видами транспорта.

В условиях постоянного совершенствования технологических процессов, возрастающих требований к качеству рабочей силы, образование носит непрерывный характер и не заканчивается с принятием на работу, поскольку знания быстро устаревают, а квалификационные требования постоянно растут, изменяется набор компетенций, необходимых для выполнения соответствующих работ.

Таким образом, модернизация экономики и создание новых высокопроизводительных рабочих мест неразрывно связано с подготовкой профессиональных кадров требуемой квалификации, в том числе для транспортной отрасли.

Однако в настоящее время структура подготовки профессиональных кадров недостаточно адаптирована к спросу на рынке труда, что отмечают не только работодатели, но и образовательные учреждения. Происходит перенасыщение рынка труда специалистами, не пользующимися спросом на рынке труда при одновременном недостатке в подготовке по дефицитным специальностям. При этом сохраняется устойчивый дефицит высококвалифицированных специалистов, в том числе высококвалифицированных рабочих, на рынке труда.

Среди других тенденций рынка труда в России можно выделить следующие:

  • бизнес-среда становится все более конкурентной и сложной, эта тенденция будет ускоряться по мере вступления в ВТО;
  • безработица сохраняется на уровне около 5,5 % и носит структурный характер (нехватка в одних отраслях и переизбыток в других);
  • почти треть безработных в России моложе 25 лет;
  • производительность труда отстает от западных стран в 4-5 раз.

В транспортной отрасли эксперты отмечают возрастающую потребность в летном персонале, кадрах для работы на контейнерных терминалах и в сфере логистических услуг, менеджеров по развитию бизнеса. Во многих регионах наблюдается дефицит предложений для руководителей среднего и высшего звена. Индустрия производства транспортных средств характеризуется высокой потребностью в инженерных и рабочих кадрах, а также тенденцией старения квалифицированных кадров.

Системные проблемы формирования рынка труда включают также низкий уровень горизонтальной мобильности трудовых ресурсов, отсутствие рынка доступного жилья. Одной из ключевых трудностей является отсутствие эффективного механизма взаимодействия системы профессионального образования и реальной экономики.

Указанные проблемы усугубляются общим снижением качества профессионального образования. Развитие материально-технической и научно-исследовательской базы учреждений профессионального образования стагнирует либо осуществляется крайне низкими темпами. Воспроизводство профессорско-преподавательского состава имеет аналогичную тенденцию. Так, рост численности докторов наук в железнодорожных вузах прекратился с 2004 года, остановившись на отметке 750 человек. Средней возраст вырос с 59 до 62 лет, по выпускающим кафедрам железнодорожных специальностей – до 64 лет, у профессоров – до 66 лет.

В этой связи в среднесрочной и долгосрочной перспективах необходимо обеспечивать перестройку системы профессионального образования всех уровней под реальные потребности рынка труда с учетом перспектив экономического развития, в том числе транспортной отрасли, на основе прогноза баланса трудовых ресурсов по видам экономической деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации, что предполагает:

  • определение государственных приоритетов в развитии высшего и среднего профессионального образования;
  • расширение гарантий государства для молодых людей, пожелавших получить одну из приоритетных специальностей или рабочих профессий;
  • развитие системы заказа работодателя (с долевым участием в финансировании) на профессиональную подготовку рабочих и специалистов под конкретные рабочие места, что позволит повысить качество профессионального обучения, обеспечить потребности рынка труда в конкретных рабочих, специалистах за счет увеличения сроков обучения профессии с обязательным прохождением производственной практики (на предприятии-заказчике);
  • участие работодателей в формировании учебных программ и профессиональных стандартов, что возможно путем создания при образовательных учреждениях профессионального образования общественных советов с участием работодателей, планирующих развитие и модернизацию производства;
  • создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации общественных советов с участием работодателей с целью координации работы по профессиональной подготовке кадров в условиях модернизации экономики;
  • создание системы аттестации работников, желающих подтвердить свой профессиональный уровень, что будет способствовать стимулированию получения профессиональных знаний.

Одним из эффективных инструментов соотношения образовательных стандартов и современных требований производства может являться профессиональный стандарт.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Министерством труда и социального развития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти сформирован план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы. По предложению Министерства транспорта РФ в проект плана включены, в том числе, профессиональные стандарты по работникам в сфере транспорта. Проект плана в целом согласован и 31 октября 2012 года внесен в Правительство Российской Федерации.

В то же время, вопросы разработки профессиональных стандартов не должны быть прерогативой государства. Для эффективной работы этого инструмента необходимо не только учитывать мнение объединений работодателей, авторитетных представителей профессионального сообщества, но и привлекать их в качестве непосредственных участников данного процесса. Только в таком случае профессиональные стандарты смогут применяться для корректировки образовательных стандартов и программ обучения, обучения и аттестации работников на предприятии и разработки должностных инструкций, включающих требования к компетенции работника в рамках квалификационного уровня.

Еще одним перспективным способом решения кадровых проблем, который уже начал применяться, является кластерный подход. В субъектах РФ формируются отраслевые кластеры, представляющие собой систему тесных взаимосвязей между образовательными учреждениями профессионального образования всех уровней и предприятиями отрасли. Координатором такого взаимодействия выступает региональная власть. Основные принципы кластерного подхода заключаются в:

  • формировании заказов на подготовку кадров, согласовании номенклатуры специальностей и направлений подготовки со стороны предприятий;
  • формировании кадровыми службами предприятий требований к выпускникам и обеспечение этих требований в рамках целевой контрактной подготовки специалистов;
  • организации учебными заведениями совместно с предприятиями кластера системы практик учащихся на предприятиях, трудоустройства специалистов и квалифицированных кадров, обеспечивающей закрепление их на предприятиях;
  • формировании предприятиями целевых заказов для вузов на решение производственных проблем, научно-исследовательских работ;
  • создании ресурсного центра для подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей производства.

Способами ликвидации кадрового дефицита могут являться международный поиск специалистов (причем речь идет не только о высококвалифицированных иностранных гражданах, но и о программах переселения соотечественников), а также межрегиональная миграция, когда трудовые ресурсы из трудоизбыточных регионов направляются в трудодефицитные.

Что касается непосредственно подготовки кадров, необходимо гармонизировать стандарты в обучении, особенно в СНГ, чтобы устранить препятствия академической мобильности студентов. Также необходимо учитывать мнение работодателей при проведении реорганизации вузов.

Недостаточно внимания уделяется повышению квалификации работников транспорта как важной составляющей непрерывного образования. Система внутрифирменного обучения функционирует только в крупных организациях и промышленных предприятиях, тогда как общее число компаний, имеющих программу профессионального развития кадров, остается незначительным. Нормативно-правовая база, регулирующая этот аспект обучения, развита слабо.

Применительно к транспорту остро стоит вопрос профессиональной подготовки в области обеспечения транспортной безопасности – как базового профессионального образования, так и повышения квалификации. Подготовка специалистов по транспортной безопасности должна строиться на таких принципах, как:

  • обязательность для всех категорий специалистов и должностных лиц;
  • непрерывность подготовки персонала в области транспортной безопасности в течение всей профессиональной деятельности;
  • обеспечение преемственности программ профессионального образования различных уровней, разработанных на основе соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • способность системы подготовки специалистов и персонала в сфере транспортной безопасности адаптироваться к изменяющимися требованиями;
  • возможность формирования индивидуальных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов под конкретные должности, цели и задачи подготовки на основе модульных программ подготовки с использованием современных образовательных технологий и доступом обучающихся к открытым образовательным ресурсам;
  • обязательность научного сопровождения системы подготовки, основанного на опережающем использовании результатов научных исследований в учебном процессе для их внедрения в организациях транспортного комплекса, проведении научных исследований непосредственно образовательными организациями;
  • ресурсное обеспечение и оснащение образовательных организаций (учебных центров) инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности, приоритетное повышение квалификации и переподготовка в области транспортной безопасности преподавательского и инструкторского состава, обеспечивающего учебный процесс;
  • интеграция национальной системы подготовки персонала в области обеспечения транспортной безопасности с международными системами подготовки кадров.

В целом необходимо отметить, что основными направлениями деятельности по решению институциональных проблем в области кадрового обеспечения транспортного комплекса и смежных отраслей являются организация взаимодействия между органами власти, системой профессионального образования и работодателями, а также интенсивная работа информационно-пропагандистского характера, направленная на повышение престижа рабочих и инженерных профессий. В настоящее время Проект «Санкт-Петербург – морская столица России» активно работает над решением данных проблем. Поскольку мероприятия Проекта зарекомендовали себя как авторитетные площадки для организации конструктивного диалога между органами государственной власти и экспертным сообществом, целесообразно закрепить это достижение путем заключения соглашений о сотрудничестве между Проектом и профильными федеральными министерствами.

Участники V Международной конференции «Кадровая политика» просят Координатора Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» и Председателя Бюро Высшего Совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обратиться к Председателю Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. Государственная политика в сфере кадрового обеспечения транспортного комплекса

1.1. В целях комплексного развития института государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров Правительству РФ рассмотреть возможность усовершенствования нормативной базы в части привлечения коммерческих компаний, в первую очередь, относящихся к среднему и крупному бизнесу, к подготовке инженерных, рабочих и других кадров, потребность в которых наиболее высока.

1.2. В целях совершенствования условий гарантированного количественного и качественного обеспечения транспортной отрасли и смежных отраслей высококвалифицированными рабочими, инженерными и управленческими кадрами, обладающими необходимыми знаниями, навыками и компетенциями, потенциалом для их развития и обеспечения на этой основе повышения эффективности деятельности, качества и производительности труда Правительству РФ:
1.2.1. Обеспечить привлечение необходимых трудовых ресурсов с помощью следующих мер:

1.2.1.1. Создание эффективных постоянно действующих механизмов отраслевого мониторинга кадрового обеспечения, использования персонала, в т.ч. в разрезе видов транспорта и транспортной деятельности, включая вопросы прогнозирования средне- и долгосрочных потребностей организаций и компаний транспорта всех видов собственности с учетом количественных объемов, уровня образования и квалификационных требований, способов их обеспечения, в т.ч. за счет межгосударственного регулирования, государственной поддержки и государственно-частного партнерства;
1.2.1.2. Осуществление согласованной долгосрочной политики, направленной на повышение престижности транспортной профессии;
1.2.1.3. Реализация общеотраслевых мероприятий профориентирующего характера в сфере содействия занятости работников транспорта;
1.2.1.4. Поощрение социальной ответственности бизнеса, а также использование в интересах кадрового потенциала договоров о социальном партнерстве;
1.2.1.5. Внесение изменений в нормативно-правовые акты в части оплаты труда молодых специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности, касающихся выплаты процентной надбавки к окладу молодым специалистам, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях менее 5 лет, с первых дней работы в полном объеме;
1.2.2. Стимулировать постоянный рост качества профессионального образования работников транспорта, совершенствовать условия для наращивания человеческого капитала и инновационного потенциала отрасли за счет развития современных компетенций с помощью следующих мер:
1.2.2.1. Развитие системы профессионального образования, в т.ч. оптимизация ее руководства со стороны Министерства транспорта РФ в интересах развития единой транспортной системы;
1.2.2.3. Разработка и внедрение механизмов централизованного мониторинга трудоустройства и использования выпускников образовательных организаций, в т.ч. обучающихся в рамках целевого приема в организациях и компаниях всех форм собственности;
1.2.2.4. Развитие и государственная поддержка государственно-частного партнерства в сфере подготовки персонала между транспортными организациями, компаниями и образовательными учреждениями;
1.2.2.5. Развитие системы профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров и иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы среднего профессионального образования в составе университетского комплекса;
1.2.2.6 Развитие системы интегрированных образовательных программ, академических кредитов, академической мобильности студентов, в т.ч. международных, в целях повышения конкурентоспособности на международном уровне;
1.2.2.7 Развитие вертикально-интегрированных образовательных комплексов как научно-образовательных, инновационных центров, обеспечивающих интеграцию науки и образования, создание общеотраслевых учебно-методических центров и объединений для повышения качества образования;
1.2.3. Внедрять современные системы управления персоналом, нацеленные на эффективное использование человеческих ресурсов и мотивацию работников к эффективной трудовой деятельности с помощью следующих мер:
1.2.3.1. Разработка, включение и постоянная актуализация разделов обеспечения человеческими ресурсами стратегий развития видов транспорта, федеральных целевых программ, проработка функциональной стратегии развития транспортного образования с учетом задач транспортной стратегии и модернизация национальной системы образования, специфики видов транспорта и профессионального обучения их персонала;
1.2.3.2. Содействие созданию корпоративной системы управления персоналом, ориентированной на мотивированный и эффективный труд работников, повышение его качества, производительности труда и активное участие в технической модернизации и инновационном развитии транспорта.
1.3. В целях развития государственно-частного партнерства в системе повышения квалификации и внутрифирменной подготовки персонала Правительству РФ обеспечить:
1.3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам развития системы повышения квалификации;
1.3.2. Координацию и управление системой повышения квалификации и внутрифирменной переподготовкой персонала в субъектах Российской Федерации;
1.3.3. Совместное планирование органами государственного управления, учреждениями профессионального образования, работодателями мероприятий по организационно-методическому обеспечению развития системы повышения квалификации и внутрифирменного переобучения персонала;
1.3.4. Расширение спектра образовательных программ дополнительного профессионального образования по направлениям, востребованным на рынке труда;
1.3.5. Создание ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций для подготовки высококвалифицированных специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств; 1.3.6. Организацию опережающего профессионального обучения и стажировку на производстве работников организаций в условиях модернизации, в том числе находящихся под риском увольнения.
1.4. В целях повышения качества тренажерного оборудования и технологий, используемых в системе транспортного образования Правительству РФ рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и подзаконные акты, установив перечень обязательных требований к поставщику продукции, связанной с обучением специалистов транспортных и медицинских профессий, а также профессий, связанных с повышенной опасностью для окружающих:
1.4.1. Наличие патентов, сертификатов соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и знаков качества на продукцию;
1.4.2. Опыт производства, установки и модернизации продукции, подтвержденный соответствующими договорами и отзывами заказчиков;
1.4.3. Опыт гарантийного и послегарантийного технического обслуживания
1.4.4. Широкий спектр и большой ассортимент выпускаемой продукции;
1.4.5. Площади для обучения представителей Заказчика навыкам работы с продукцией;
1.4.6. Наличие соответствующих производственных мощностей.
1.5. В целях комплексного повышения качества профессионального образования в сфере транспортной отрасли и смежных отраслей Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ рассмотреть возможность реализации следующих инициатив:
1.5.1. Популяризация инженерных профессий;
1.5.2. Развитие профильных классов и другая профориентационная работа в школах;
1.5.3. Развитие системы школьных отраслевых олимпиад, включая предоставление победителям олимпиад льгот при поступлении в профильные вузы;
1.5.4. Привлечение вузов к отраслевым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам;
1.5.5. Формирование системы независимой оценки качества подготовки кадров;
1.5.6. Создание механизмов, обеспечивающих реальное влияние предприятий-лидеров отрасли на стратегию развития вузов через расширение полномочий попечительских или наблюдательных советов;
1.5.7. Обеспечение обязательного участия в экспертизе программ развития вузов попечительских или наблюдательных советов.
1.6. Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность внесения изменений в Приказ от 18 сентября 2012 г. № 730 «О Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы», дополнив стандарты эффективности оценки высших учебных заведений в сфере транспорта независимыми оценками работодателей по итогам приема на работу выпускников данных вузов, а также показателем процента трудоустройства выпускников в течение первого года после выпуска.
1.7. Министерству образования и науки РФ определить форму государственного контроля за обучением, осуществляемым на предприятиях в сфере транспорта, по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программам переподготовки рабочих, программам повышения квалификации рабочих для работы на предприятиях в сфере транспорта в связи с тем, что законодательством РФ не предусмотрено утверждение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального обучения и, следовательно, проведение государственной аккредитации по указанным программам.
1.8. Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим функции в области содействия занятости населения реализовать следующие меры:
1.8.1. Организовать совместно с органами образования, а также работодателями и объединениями работодателей проведение профессиональной ориентации школьников в целях их ознакомления с профессиями (специальностями), востребованными в транспортном комплексе, возможностью получения соответствующего образования, а также перспективами дальнейшего их трудоустройства на предприятиях комплекса;
1.8.2. Осуществлять профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения по специальностям (профессиям) на основе компетентностного подхода в целях дальнейшего трудоустройства на предприятиях и в организациях транспортной отрасли.
1.9. В целях обеспечения профессионального долголетия работников транспорта и развития производственной медицины:
1.9.1. Предусмотреть систему социально-экономической мотивации работодателей по сохранению здоровья работников;
1.9.2. Обеспечить равноправное участие медицинских учреждений различных форм собственности в реализации государственных программ в области здравоохранения и в реализации программы оказания высокотехнологичной помощи населению России за счет средств федерального бюджета;

2. Кадровое обеспечение воздушного транспорта

2.1. В целях совершенствования и модернизации системы подготовки кадров на воздушном транспорте:
2.1.1. Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность внесения изменений в Положение о лицензирование образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительством РФ от 16.03.2011 г. № 174, и в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 г. № 184, в части обеспечения обязательного участия Федерального агентства воздушного транспорта в лицензировании образовательной деятельности и аккредитации образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы подготовки авиационного персонала в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, связанные с обеспечением безопасности полетов;
2.1.2. Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность актуализации Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 г. № 942, для создания условий для увеличения доли целевой контрактной подготовки в образовательных учреждениях гражданской авиации;
2.1.3. Министерству образования и науки РФ для развития целевой формы подготовки специалистов на основе Генеральных Соглашений с работодателями включать в договоры между студентом и работодателем вопросы материального стимулирования, профессионального роста и социальных гарантий в процессе работы на конкретном предприятии;
2.1.4. Федеральному агентству воздушного транспорта рассмотреть возможность:
2.1.4.1. Создания на базе Санкт-Петербургского Государственного Университета гражданской авиации Головного учебного научно-методического центра по разработке и внедрению системы профессиональных стандартов, организационно-методическому и нормативно-техническому обеспечению в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, обучению руководителей, специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего непосредственное участие в обеспечении транспортной безопасности на воздушном транспорте (далее – Головной учебный научно-методический центр);
2.1.4.2. Создания на базе Санкт-Петербургского Государственного Университета гражданской авиации Учебного центра по транспортной безопасности;
2.1.4.3. Обеспечения финансирования деятельности Головного учебного научно-методического центра и Учебного центра по транспортной безопасности на базе Санкт-Петербургского Государственного Университета гражданской авиации;
2.1.4.4. Разработки и реализации в Санкт-Петербургском Государственном Университете гражданской авиации основных образовательных программ магистратуры профильной направленности «Управление авиационной безопасностью» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 161000 «Аэронавигация» и «Управление транспортной безопасностью» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» в целях подготовки руководителей и должностных лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на воздушном транспорте».
2.2. В случае отмены требования п.4 ст. 56 Воздушного кодекса РФ, в соответствии с которым «в состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации», перед внесением соответствующего изменения в Воздушный кодекс РФ Правительству РФ учесть рекомендации Профсоюза летного состава РФ по выполнению следующих мер:
2.2.1. Использовать научно обоснованный подход при определении количества иностранных пилотов в гражданской авиации РФ (включая возрастной критерий) с учетом того факта, что на территории СНГ нормы и требования, предъявляемые к специалистам гражданской авиации, в значительной степени соответствуют российским, тогда как в странах дальнего зарубежья отличий существенно больше;
2.2.2. Устранить трудности для иностранных пилотов в составе экипажа воздушного судна РФ, осуществляющих международные полеты и регулярно пересекающих государственную границу РФ, связанные с миграционным учетом, основанием для постановки на который, в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», является факт въезда иностранного гражданина в РФ, а для снятия – факт выезда иностранного гражданина из РФ;
2.2.3. Нормативно определить, относятся ли иностранные пилоты к категории высококвалифицированных специалистов, осуществление трудовой деятельности которых регулируется ст. 13.2 Федерального закона РФ от 27 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 2.2.4. Нормативно определить систему оплаты труда для иностранных пилотов, поскольку во многих странах мира, в отличие от России, используется гарантированная заработная плата, которая не зависит от налета часов, а также урегулировать вопросы страхования иностранных пилотов;
2.2.5. Учитывая различия в требованиях по медицинскому освидетельствованию летного состава в России и за рубежом, обязать иностранных пилотов проходить медицинский осмотр (обследование) по российским правилам либо в случае принятия результатов зарубежного медицинского освидетельствования внести соответствующие изменения в ст. 328 «Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств» Трудового кодекса РФ;
2.2.6. Нормативно определить процедуру прохождения проверки на благонадежность иностранных пилотов, осуществляемой федеральными органами безопасности и правопорядка РФ, а также на причастность к авиационным происшествиям;
2.2.7. Установить методику определения и критерии оценки профессиональных знаний и соответствия уровня летной подготовки иностранных пилотов, а также требования к владению русским и английским языками; 2.2.8. Нормативно определить место прохождения иностранным пилотом квалификационных проверок;
2.2.9. В рамках социального партнерства согласовывать с Профсоюзом летного состава РФ выделение квот и выдачу разрешений иностранным пилотам для работы в РФ.

3. Кадровое обеспечение железнодорожного транспорта

3.1. В целях совершенствования и модернизации системы подготовки кадров на железнодорожном транспорте Федеральному агентству железнодорожного транспорта:
3.1.1. Организовать совместное с работодателями проведение анализа и оценки федеральных государственных образовательных стандартов подготовки специалистов для работы на железнодорожном транспорте на предмет их соответствия требованиям, которые формулируют работодатели;
3.1.2. С учетом регулярных изменений требований к специальностям активно развивать дополнительные образовательные программы при оптимизации основных образовательных программ подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования.
3.2. В целях поддержания системы семейных профессиональных династий и поощрения развития отраслевых дошкольных учреждений и учреждений среднего образования распространить действие принятых Правительством РФ решений по увеличению зарплаты учителям школ, школ-интернатов, педагогам детских садов на школы и детские сады в системе ОАО «РЖД».
3.3. В целях повышения интереса детей и молодежи к работе на железнодорожном транспорте Правительству РФ разработать программу реконструкции и развития детских железных дорог.

4. Кадровое обеспечение водного транспорта

4.1. В целях совершенствования и модернизации системы подготовки кадров на водном транспорте Федеральному агентству морского и речного транспорта:
4.1.1. Рассмотреть возможность сократить до 3-4 лет сроки обучения по программам высшего профессионального образования для работника, имеющего среднее профессиональное образование, который работает по специальности при получении высшего профессионального образования;
4.1.2. Разработать и ввести отраслевую систему повышения квалификации для плавсостава морских и речных судов;
4.1.3. Разработать и ввести в систему дополнительной подготовки программу обучения руководящего состава в области морской деятельности;
4.1.4. Разработать условия формирования преподавательского состава морских учебных заведений с привлечением опытных судовых специалистов из числа командного состава;
4.1.5. В процессе реформирования системы морского образования сохранить подготовку по плавательным специальностям в учебных заведениях закрытого типа с обеспечением курсантов формой, питанием и проживанием в экипажах (общежитиях);
4.1.6. Ввести в учебных заведениях водного транспорта, не имеющих военных структур, должности командиров курсов;
4.1.7. Оказать содействие в создании учебно-образовательного кластера кампусного типа для ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» на территории Ленинградской области.
4.2. В целях ликвидации дефицита плавсостава на судах под российским флагом Правительству РФ:
4.2.1. Рассмотреть возможность предоставления отсрочки от призыва в Вооруженные Силы РФ курсантам, которые обучаются в учреждениях среднего профессионального образования по морским специальностям; 4.2.2. Рассмотреть возможность приравнивания работы выпускников учебных заведений Федерального агентства морского и речного транспорта в российских судоходных компаниях к срочной службе в Вооруженных Силах РФ.
4.2.3. С учетом острой необходимости популяризации морской профессии и патриотического воспитания молодежи создать национальную «Ассоциацию морской и парусной подготовки» с участием на первом этапе высших учебных заведений, имеющих учебные парусники класса А;
4.2.4. Предусмотреть в программе развития судостроения строительство не менее трех учебно-производственных судов. 4.3. В целях совершенствования и модернизации системы подготовки кадров для подводных работ Правительству РФ разработать комплекс мер по развитию государственной и государственно-частной подготовки водолазов:
4.3.1. Рассмотреть в качестве примера опыт сотрудничества НП «Ассоциация водолазов» и ГОУ СПО «Санкт-Петербургский морской технический колледж» в сфере организации производственной практики в компаниях, входящих в состав НП «Ассоциация водолазов», с последующим приемом на работу завершивших обучение; 4.3.2. Создать Государственный Учебный центр по подготовке гражданских водолазов-глубоководников для работы на глубинах до 450 метров.

5. Кадровое обеспечение автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

5.1. В целях ликвидации дефицита водительских кадров, имеющих право на вождение автобуса, и обеспечения потребности в привлечении молодых специалистов в автотранспортные предприятия Правительству РФ:
5.1.1. Рассмотреть возможность субсидирования из федерального бюджета части затрат на обучение и переподготовку водителей по категориям «C» и «D»;
5.1.2. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих отнесение иностранных граждан с профессией «водитель автобуса» к категории «высококвалифицированный специалист»;
5.1.3. Разработать федеральную программу поддержки автошкол, включающую оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием и учебным транспортом;
5.1.4. Осуществлять проведение Всероссийских конкурсов профессионального мастерства водителей автобусов и грузовых автомобилей и Всероссийских соревнований по автомотоспорту и содействовать в проведении аналогичных региональных конкурсов в субъектах РФ.
5.2. В целях организации системы подготовки технических экспертов для технического осмотра автотранспортных средств Министерству транспорта РФ совместно с Министерством образования и науки РФ:

5.2.1. Определить порядок подготовки технических экспертов и порядок инспекционного контроля за деятельностью по их подготовке;
5.2.2. На переходный период до 2014 г. установить порядок переаттестации и замещения контролеров технического состояния автомототранспортных средств техническими экспертами;
5.2.3. Рассмотреть возможность организации на базе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета головного учебно-методического и научного центра подготовки технических экспертов, руководителей пунктов технического осмотра и преподавателей, занятых их подготовкой;
5.2.4. Рассмотреть следующие предложения Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета по подготовке проектов нормативных документов, определяющих кадровое обеспечение технического осмотра:

  • Порядок подготовки и периодического повышения квалификации технических экспертов;
  • Порядок переаттестации «контролеров технического состояния транспортных средств» с присвоением квалификации «технический эксперт»;
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению «Контроль безопасности автотранспортных средств в эксплуатации»;
  • Основная образовательная программа по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технический эксперт» из числа лиц со средним (полным) общим образованием;
  • Образовательная программа по направлению подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации «Технический эксперт» при наличии у них среднего профильного профессионального образования;
  • Образовательная программа периодического повышения квалификации технических экспертов;
  • Образовательная программа подготовки руководителей пунктов технического осмотра и преподавателей, занятых подготовкой технических экспертов;
  • Требования к учебно-производственной базе подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации «технический эксперт».

5.3. В целях совершенствования и модернизации системы кадрового обеспечения деятельности по строительству и эксплуатации автомобильных дорог:
5.3.1. Министерству труда и социальной защиты РФ рассмотреть возможность формирования комплекса мер по обеспечению социальных гарантий в целях создания условий для привлечения на работу в экономически важные отрасли экономики, в том числе в дорожное хозяйство, перспективных специалистов;
5.3.2. Федеральному дорожному агентству рассмотреть возможность разработки мер по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования работников транспортного комплекса, развитию системы стажировок, в том числе путем изучения зарубежного опыта в области дорожного строительства.

Все прошедшие мероприятия

Организатор мероприятия


При поддержке