на пути к цели



Партнеры


196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 168

Тел.: +7 (812) 327-93-70

E-mail: info@confspb.ru



Конференция Кадровая политика 2008

11 - 12 декабря 2008 г., Отель "Сокос Олимпик Гарден" Санкт-Петербург, Батайский пер. 3А
 

Резолюция

11-12 декабря в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская конференция «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Кадровая политика», организованная Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

В работе конференции приняли участие представители исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней, судостроительной промышленности и судоходных предприятий, руководители образовательных учреждений из более чем 20 регионов России, включая такие крупные промышленные и транспортные центры, как Санкт-Петербург, Москва, Калининград, Мурманск, Астрахань, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Хабаровск, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский.

Одним из условий успешной модернизации транспортной отрасли и ее комплексного развития является подготовка соответствующих кадров, в том числе средней квалификации. Но уровень, на котором сегодня находится российская система образования, не способен удовлетворить потребность экономики в квалифицированных специалистах. Особенно это касается учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Очевидно, что необходимо поэтапное реформирование системы подготовки кадров для транспортной отрасли.

В Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года особое место отводится подготовке кадров. Одним из принципов национальной морской политики определено «сохранение и совершенствование системы подготовки кадров, обучения и воспитания молодежи».

Участники конференции, обсудив ключевые проблемы, сложившиеся в системе подготовки специалистов для судоходных и рыбопромысловых предприятий и судостроительной отрасли, отметили следующее:

В целях оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений и расходов на их содержание Федеральное агентство морского и речного транспорта завершило в 2007 году создание 7 единых образовательных комплексов на базе подведомственных ВУЗов путем присоединения к ним образовательных учреждений среднего профессионального образования в качестве филиалов. В настоящее время проводится работа с филиалами с целью исключения дублирования подготовки специалистов по одним и тем же специальностям в разных филиалах вузов, находящихся в одном городе.

Развивается система целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий отрасли. Так, по инициативе ряда судостроительных предприятий и организаций Санкт-Петербурга, СПбГМТУ и профсоюза судостроителей совместно с администрацией города разработана целевая “Программа подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности на 2004-2008 годы”. В программе заложена потребность предприятий в специалистах различного уровня образования, мероприятия по улучшению качества подготовки, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, развитие материально-технической базы учебных заведений, мероприятия по закреплению молодых специалистов, развитие системы переподготовки кадров, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учебных заведений.

Вместе с тем в последние годы происходит снижение престижности морских профессий, основной причиной которого специалисты называют низкий уровень заработной платы, сегодня практически сравнявшийся с уровнем средней заработной платы по России. Соотношение средней заработной платы на внутреннем водном транспорте по сравнению со средней заработной платой в целом по стране снизилось с 1,36 в 2004 году до 1,08 в 2007 году, а на морском – соответственно с 2,23 до 1,81. Решение вопроса о популяризации морской профессии, о привлечении молодежи к флоту требует системной работы. Большую роль в этом процессе играет профориентационная работа в учебных заведениях, развитие системы клубов юных моряков, информационные кампании в средствах массовой информации.

Специалистами отмечается снижение уровня подготовки кадров, в том числе происходящее из-за недостатка и невысокого качества преподавательского состава. Остро стоит проблема привлечения высококвалифицированных специалистов в области судостроения и судоходства к преподавательской деятельности.

Устаревание материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования также приводит к снижению качества подготавливаемых кадров. Отсутствие современных учебно-производственных судов и недостаточное финансовое обеспечение эксплуатирующегося учебного флота не позволяет получать плавсоставу навыки, необходимые для обеспечения безопасности плавания.

Изменения в законодательной базе в области образования привели к потере выпускниками колледжей отсрочки от службы в Вооруженных Силах РФ. Введение с 1 января 2008 года новой редакции Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» привело к разрушению налаженной системы непрерывной подготовки плавсостава по очной форме обучения в рамках созданных университетских комплексов.

Введение Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и в Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения ЕГЭ и разработка комплекса инструктивных документов Минобрнауки, направленных на его реализацию, негативно влияют на развитие многоступенчатого морского образования. Сокращение сроков приема документов в вузы отрасли на заочную форму обучения, а также необходимость сдачи Единого государственного экзамена в установленные сроки практически не позволяют специалистам со средним профессиональным образованием, работающим на судоходных и рыбопромышленных предприятиях, поступать в учебные заведения высшего профессионального образования.

Серьезную тревогу вызывает вовлечение системы российского высшего образования в области водного транспорта в Болонский процесс. Переход на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров, по мнению вузов отрасли, не целесообразен. На прохождение обучения в системе бакалавриата отводится около четырех лет, в то время как на подготовку моряка высшей квалификации необходимо в общей сложности не менее пяти лет (включая модельные курсы продолжительностью не менее трех с половиной лет и годичную плавательную практику).

Требуется дальнейшее развитие института государственно-частного партнерства. Необходимо упрочнение законодательно-правовой базы в этой сфере и, в частности, в области целевой контрактной подготовки специалистов.

Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производительных сил, механизмов учета потребности рынка труда при подготовке кадров необходимой квалификации замедляет формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям.

Участники конференции обращают внимание руководства Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на недостатки, препятствующие обеспечению судостроительной отрасли промышленности и судоходных предприятий высококвалифицированными профессиональными кадрами. В связи с этим участники конференции обращаются с просьбой к Съезду политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателю Высшего совета партии Б.В.Грызлову, Бюро Высшего совета, Генеральному совету, Центральному исполнительному комитету и Координатору проекта “Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ” А.Н.Чилингарову выступить с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. В целях повышения престижности профессий, связанных с судостроением и судоходством, привлечения и закрепления профессиональных кадров на предприятиях этой сферы:

1.1. Закрепление специалистов в судостроительной промышленности и судоходстве в первую очередь зависит от предоставления работникам конкурентоспособной заработной платы и обеспечения своевременности ее выплаты. В связи с этим признать недопустимо низким соотношение средней заработной платы на водном транспорте по сравнению со средней заработной платой в целом по России. Следует обратить особое внимание на то, что снижение заработной платы на морском транспорте началось в 2006 году, в период окончания действия Отраслевого тарифного соглашения на морском транспорте, которое в соответствии с действующим законодательством является единственным актом, определяющим минимальный уровень социально-трудовых гарантий. В целях преодоления указанных негативных тенденций просить Союз российских судовладельцев (СОРОСС) подготовить и заключить новое Отраслевое тарифное соглашение на морском транспорте.

1.2. Рекомендовать Министерству регионального развития Российской Федерации (Департамент жилищной политики) и администрациям субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о мерах, направленных на обеспечение работников судостроения и плавсостава «доступным» жильем, а также муниципальными общежитиями. В частности, обеспечить жильем и общежитиями работников Северного центра судостроения и судоремонта для сохранения профессиональных кадров г. Северодвинска.

1.3. В целях повышения заинтересованности обучающихся в будущей профессии, рекомендовать руководителям учебных заведений отрасли всех уровней разработать и проводить среди учащихся постоянную профориентационную работу с обозначением условий труда, перспектив карьерного развития и роста доходов на предприятиях отрасли.

1.4. Признать остро стоящей проблему ориентации молодежи к получению морских профессий. Для привлечения школьников в учебные заведения начального, среднего и высшего образования, ведущие подготовку кадров для судостроения, судоремонта и судоходства:

1.4.1. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации развивать систему профильных морских классов в общеобразовательных школах.

1.4.2. Принимая во внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1427 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут самостоятельно учреждать кадетские школы (кадетские школы-интернаты), рекомендовать Администрациям субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность создания морских кадетских школ (кадетских школ-интернатов).

1.4.3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации разработать законодательную базу, регламентирующую работу по единой схеме Детских морских центров (Клубов Юных моряков), формирующих у подростков профессиональную направленность в морской отрасли. В частности, в законодательной базе должны быть отражены особенности организации практической подготовки с учетом норм безопасности и охраны здоровья на объектах водного транспорта.

1.4.4. С целью ознакомления широких кругов населения и, в частности, лиц подросткового возраста с результатами успешной работы судостроительной промышленности и судоходных компаний Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству в сотрудничестве с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям разработать и проводить в средствах массовой информации федерального и регионального уровней регулярную информационную кампанию, посвященную работе предприятий отрасли. Для этого признать необходимым, в частности, выведение из-под грифа «Секретно» информации о работе предприятий по гражданскому судостроению.

1.5. Выпускники и курсанты учебных заведений среднего профессионального образования, достигшие призывного возраста, призываются в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. По окончании воинской службы для продолжения учебы и работы в отрасли возвращается менее половины подготовленных кадров. По мнению специалистов отрасли, годовая отсрочка от призыва на воинскую службу позволит выпускникам получить необходимый опыт работы на предприятии, что повысит вероятность возвращения в отрасль по окончании службы в армии. В связи с этим рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации подготовить изменения в нормативные правовые акты по предоставлению отсрочки от призыва на действительную военную службу сроком до трех лет для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования дефицитных и особо востребованных на производстве и морском транспорте профессий.

1.6. Признать необходимым засчитать периоды работы в судоходных компаниях периодами прохождения альтернативной гражданской службы. С учетом особенностей функционирования транспорта, это позволит привлечь кадры в организации водного транспорта, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации прохождение альтернативной гражданской службы предусмотрено в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Просить Министерство обороны Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации разработать соответствующие нормативные акты.

1.7. Необходимость сдачи вступительных испытаний в форме Единого государственного экзамена по трем предметам в предлагаемые Министерством образования и науки сроки делает практически невозможным получение высшего профессионального образования для лиц, имеющих длительный профессиональный стаж работы на флоте. Установленные сроки сдачи Единого государственного экзамена совпадают с периодом навигации, что не позволяет специалистам со средним профессиональным образованием сдать Единый государственный экзамен и, следовательно, продолжить процесс обучения. В соответствии с Порядком приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 396, прием в высшие учебные заведения на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста лиц, поступающих на заочную форму обучения, и получивших образование до 1 января 2009 года, проводится по результатам вступительных испытаний вузом самостоятельно. Однако данный документ регламентирует лишь порядок поступления в высшие учебные заведения в 2009/2010 учебном году. В связи с этим в целях разработки системного подхода к указанной проблеме рекомендовать Министерству образования Российской Федерации рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона о внесении изменений в пункт 3 статьи 16 «Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения» Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в части установления правовой нормы, в соответствии с которой конкурс в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по заочной форме обучения может проводиться на основании результатов вступительных испытаний, проводимых указанными образовательными учреждениями, по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием.

2. Рекомендовать ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» рассмотреть вопрос о целесообразности создания при данном холдинге кадрового агентства или другой организации с функцией упорядочения и цивилизованного регулирования временного перераспределения рабочей силы на предприятиях отрасли, исключив влияние частных фирм по найму высококвалифицированных рабочих. Это позволит мобильно и рационально распределять с одного предприятия на другое временно невостребованных на производстве рабочих.

3. В целях решения на законодательном уровне вопросов осуществления деятельности судостроительных организаций по найму персонала рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке принципов применения заемного труда и, в случае целесообразности, внести изменения в нормативные акты. В частности:

3.1. Необходимо установить четкие правила, регламентирующие труд заемных работников, условия труда которых должны быть максимально приближены к условиям труда работников, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации. Считать допустимым использование заемного труда только при безусловном выполнении норм трудового законодательства.

3.2. Рекомендовать временное перераспределение рабочей силы на предприятиях одной отрасли только в пределах одного региона.

3.3. Выработать механизм защиты субъективных прав и законных интересов заемных работников.

3.4. Выработать механизм взаимоотношений кадровых агентств с предприятиями.

3.5. Необходимо решение вопросов регулирования оплаты труда.

4. В целях повышения качества подготовки кадров и развития системы переподготовки и повышения квалификации специалистов:

4.1. Признать необходимым продолжение работы по оптимизации сети филиалов вузов морского, речного транспорта и рыбопромыслового флота с целью исключения дублирования подготовки специалистов по одним и тем же специальностям в разных филиалах вузов, находящихся в одном городе. Также рекомендовать субъектам Российской Федерации передать вузам морского и речного транспорта учебные заведения, осуществляющие подготовку по морским и речным профессиям начального профессионального образования, с передачей объемов их финансирования на федеральный уровень. В то же время при принятии решения о передаче регионального образовательного учреждения профессионального образования федеральному необходимо учитывать региональную специфику.

4.2. Признать, что подготовка плавсостава судов имеет специфику, связанную с необходимостью осуществления трудовых функций в условиях морской среды и соответствующими особенностями регулирования трудовых отношений в виде уставов службы и уставов о дисциплине. В этой связи Уставами морских учебных заведений устанавливается особый распорядок жизнедеятельности курсантов (установленная форма одежды, распорядок дня, несение дежурной службы, содержание на казарменном положении, увольнительные в город и т.д.). Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования предусмотрены особенности деятельности высших учебных заведений, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательных составов морских судов, а также предусмотрен особый порядок материального обеспечения в части обеспечения питанием, обмундированием и стипендиальным обеспечением. Указанная специфика системы морского образования имеет существенное отличие от общей системы профессионального образования, в связи с чем рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации внести изменения в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, в которых предусмотреть, что деятельность образовательного учреждения высшего профессионального образования, в части реализации программ подготовки специалистов плавательного состава морских судов, в соответствии с международными требованиями, регулируется соответствующим типовым положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

4.3. Необходимо обеспечить соответствие содержания подготовки специалистов отрасли используемой и перспективной технологиям. В связи с этим, обратиться с просьбой к Министерству образования и науки Российской Федерации о рассмотрении вопроса по выработке современных стандартов профессионального образования, согласующихся с международными и учитывающих требования работодателей отрасли.

4.4. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации при разработке государственных образовательных стандартов по речным и морским профессиям (специальностям) увеличить количество часов, предусмотренных на прохождение производственной практики.

4.5. Специалисты признают необходимость развития системы производственного обучения и стажировок. В связи с этим рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, а также профильным министерствам и департаментам субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о перенесении части учебного процесса на производство путем создания учебных научно-производственных и учебно-научно-инновационных комплексов различных форм.

4.6. Рекомендовать руководителю Северного центра ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» рассмотреть вопрос о возможности создания «Северного регионального института переподготовки и повышения квалификации» на базе Севмашвтуза, что позволит значительно снизить затраты и повысить эффективность подобного обучения.

4.7. Учитывая положительный опыт Санкт-Петербурга по реализации Программы подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга на 2004-2008 гг. (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004. №1585), рекомендовать руководителям Северного, Западного и Дальневосточного центров ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» распространить этот опыт в подготовке кадров для судостроения Российской Федерации.

4.8. Необходимо создать условия для качественного компетентностного обучения и переподготовки преподавателей вузов судостроительного профиля на современных производствах и в конструкторских бюро. В целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса и повышения квалификации преподавательского состава Министерству образования и науки Российской Федерации и ректорам вузов судостроительной отрасли разработать и профинансировать программу повышения уровня подготовки преподавательского состава, организовать непрерывную систему повышения квалификации преподавательского состава учебных заведений в соответствии с требованиями международных стандартов, шире применять стажировки профессорско-преподавательского состава на предприятиях отрасли.

4.9. Рекомендовать руководителям Северного, Западного и Дальневосточного центров ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» с привлечением ведущих в регионе высших учебных заведений морского профиля создать систему подготовки и переподготовки специалистов с использованием баз знаний лидирующих предприятий и конструкторских организаций отрасли, основанную на привлечении к преподавательской деятельности ведущих отечественных и зарубежных специалистов предприятий, НИИ, конструкторских бюро.

4.10. Признать остро стоящей проблему обеспечения студентов и курсантов плавательной практикой. Необходимо обновление материально-технической базы, в частности учебного флота, учебных заведений всех уровней образования. В связи с этим рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству разработать и реализовать программу строительства учебно-производственных судов, Министерству финансов Российской Федерации – обеспечить финансирование программы строительства учебно-производственных судов и приобретение требующихся судов для нужд учебных заведений.

4.11. Учитывая отсутствие регламентации по вопросу организации практики на судах для курсантов средних учебных заведений, не достигших 18-летнего возраста, рекомендовать Правительству Российской Федерации установить полномочия Министерства транспорта Российской Федерации в части разработки и утверждения типового Положения об организации плавательной практики на судах морского и речного флота, учитывающего все особенности законодательства РФ в отношении несовершеннолетних.

4.12. Признать остро стоящей проблему отсутствия современных учебников и методической литературы по специальностям морского и речного транспорта. В настоящее время в соответствии со статьей 28 3акона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено лишь утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях. Рекомендовать Комитету по образованию Государственной Думы Российской Федерации рассмотреть возможности формирования законодательной инициативы по распространению указанной нормы и на другие виды государственного образования и, как следствие, наделение Министерства образования и науки Российской Федерации функцией по обеспечению выпуска достаточного количества учебной литературы.

5. Рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов профессий «Гуммировщик» и «Маляр судовой». Специалисты этих профессий востребованы на судостроительных предприятиях, однако подготовка по ним в профессиональных училищах в данный момент не проводится.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в перечень специальностей для подготовки научных работников, специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на 2007-2010 гг. (согласно приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №854) специальностей:

  • 180103 – Судовые энергетические установки,
  • 180201 – Системы электроэнергетики и автоматизации судов,
  • 180104 – Судовое оборудование.

7. На судах речного флота и морских судах, работающих в акватории портов и в прибрежном плавании, широко применяется совмещение профессий судоводителя и судомеханика. Такая организация труда продиктована конструктивными и эксплуатационными особенностями судов. В настоящее время учебные заведения среднего профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом от 20.03.2002 №09-2407-Б присваивают своим выпускникам, обучающимся по специальности 180408 «Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании», квалификацию «техник-судоводитель». Согласно действующему Положению о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания эти выпускники получают только один рабочий диплом штурмана. Ранее действовавший стандарт по этой специальности предусматривал получение выпускниками квалификации «техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок», которая позволяла проходить дипломирование на должность помощника механика. Изменение квалификации по указанной специальности привело к разрушению сложившейся системы управления судном и к невостребованности выпускников учебных заведений в судоходных компаниях. В связи с этим рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации при проведении работы по подготовке федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Судовождение» предусмотреть в основной образовательной программе среднего профессионального образования специальности «Судовождение» повышенного уровня направление углубленной подготовки «Судовождение на внутренних водных путях с правом эксплуатации судовой энергетической установки».

8. Для завоза грузов с реки Лены на реки Оленек и Яна, а также в Тикси традиционно эксплуатируется 20 судов классов «О», «М» и «М-ПР». Расстояния морских участков составляют: при переходе с р. Лены на р.Оленек – 125 км, в Тикси – 65 км, на р.Яну – 393 км. Командный состав этих судов численностью 115 человек комплектовался специалистами с совмещением профессий, которые имели дипломы, выдаваемые в соответствии с приказом Минморфлота от 29.12.1983 №276. В настоящее время, согласно действующему Положению о дипломировании членов экипажей морских судов, суда, выходящие в море, в том числе на участок от устья р.Лены до Тикси, где движение осуществляется строго по фарватеру, обставленному соответствующими навигационными знаками, обязаны быть укомплектованы экипажем в соответствии с требованиями Международной конвенции «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты» (владеть английским языком, знать международные конвенции и иметь многомесячный опыт работы в открытом море). Подготовка таких специалистов с выдачей им соответствующих документов для использования при кратковременных морских переходах объективных и экономических оснований не имеет. Условия работы командиров судомеханической и электромеханической специальностей и лиц рядового состава судов смешанного «река-море» плавания с целью обеспечения безопасности плавания и в море, и в реке, по сути, одинаковы. Однако Положение о дипломировании членов экипажей морских судов (утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.08.1999 г. №900) и Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания (утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. №349) такую тождественность не признают. В связи с этим рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации решить вопрос совместимости (тождественности) дипломов командиров судомеханической и электромеханической специальностей и квалификационных свидетельств лиц рядового состава (матросов, мотористов, поваров) для судов смешанного «река-море» плавания.

9. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос об увеличении федерального финансирования по программе переподготовки безработных граждан в целях получения ими профессий, востребованных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Выделение денежных средств по этой программе целесообразно проводить не только через Центры занятости населения, но и непосредственно на предприятия или базовые училища заводов.

10. При организации подготовки специалистов для предприятий водного транспорта и судостроительной промышленности необходимо учитывать текущую и перспективную потребность этих предприятий в кадрах. Текущую (краткосрочную) потребность целесообразно удовлетворять за счет подготовки (переподготовки) работников как самого предприятия, так и специалистов, поступающих с рынка труда, в системе дополнительного профессионального образования. Перспективную (долгосрочную) потребность в кадрах целесообразно удовлетворять за счет поступления специалистов с полным профессиональным образованием после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. По поручению Президента Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) была разработана прогнозная потребность в специалистах (по объему и направлениям их подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и перспектив развития экономики на 2008-2015 года. На основе указанной прогнозной потребности Министерство образования и науки Российской Федерации устанавливает контрольные цифры приема, в том числе по укрупненной группе специальностей «Морская техника». В связи с этим рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации обеспечить прямой доступ Министерства транспорта Российской Федерации к указанным сведениям и предоставить возможность их корректировки на основании имеющихся данных.

11. В целях укрепления взаимодействия государственных органов, предприятий и учебных заведений профессионального образования в области подготовки кадров для отрасли:

11.1. Рекомендовать руководителям судостроительных предприятий обеспечить безусловное выполнение мероприятий по реализации Государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в 2009-2010 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.06 г. №854), обеспечив взаимодействие с учебными заведениями соответствующего профиля.

11.2. Признать наилучшим способом закрепления выпускников экономическое стимулирование работодателей, озвученное 26 мая 2008 года на первом заседании Президиума Правительства Российской Федерации под председательством В.В. Путина при рассмотрении основных направлений налоговой политики на 2009-2011 годы. В выступлении на указанном заседании В.В. Путин отметил, что одним из наиболее эффективных инструментов государства в обеспечении темпов роста экономики и решении социальных проблем является налоговый инструмент. Одной из новаций в этой сфере является введение дополнительных налоговых преференций, которые получат те, кто пользуется услугами образования, приобретает или строит жилье для работников. Средства, которые работодатели в интересах своих работников направляют на эти цели, по максимуму необходимо включать в себестоимость, и, следовательно, освобождать от налога на прибыль. Вследствие этого рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации поддержать данное предложение и обеспечить сопровождение данной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации.

11.3. Целевая контрактная подготовка позволяет наиболее полно удовлетворять требования заказчика к уровню подготовки специалистов, а выпускнику достаточно быстро (уже на стадии обучения) адаптироваться к условиям работы. В связи с этим признать необходимость продолжения формирования законодательной базы для организации системного партнерства государства, предприятий и профессионального образования в области целевой подготовки специалистов. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации внести изменения в Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» в части повышения мер ответственности всех сторон, участвующих в организации целевой контрактной подготовки специалистов.

11.4. Признать одним из важнейших методов участия судоходных компаний в подготовке специалистов урегулированный законодательством Российской Федерации порядок целевой контрактной подготовки, при котором установлена ответственность как выпускника, так и работодателя по принятым обязательствам. В связи с этим рекомендовать судоходным компаниям руководствоваться установленным порядком целевой контрактной подготовки и при заключении договоров представлять учебным заведениям полную информацию о существенных условиях труда. Также признать необходимость расширения системы целевой контрактной подготовки специалистов и рассмотреть возможность установления посредством заключения договоров обязанности выпускника, в случае отказа от распределения или досрочного увольнения с работы, вернуть средства, потраченные работодателем на специальную подготовку и обеспечение плавательной практики.

11.5. Ряд российских судоходных компаний, эксплуатирующих речные суда на внутренних водных путях, находится в более сложных условиях в сравнении с морскими судоходными компаниями. Особенно это касается сибирских рек. Эти компании не могут позволить себе целевую контрактную подготовку, так как она подразумевает обязательные финансовые затраты работодателя для обучения курсанта-«целевика». В связи с этим представляется целесообразным использовать возможности образовательного кредита, применяемого в настоящее время в рамках эксперимента, изменив условия его предоставления. Это позволит освободить собственные средства судоходных компаний, а возврат образовательного кредита заемщиком (выпускником) может осуществляться в процессе работы, что также стимулирует работать в судоходной компании. В связи с чем рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации привлечь к участию в эксперименте по образовательным кредитам морские и речные вузы и судоходные компании.

12. В последние годы наблюдается тенденция к сокращению Министерством образования и науки Российской Федерации подготовки специалистов в образовательных учреждениях транспортной сферы по укрупненным группам специальностей 030000 «Гуманитарные науки» и 080000 «Экономика и управление», по причине непрофильности специальностей, сосредоточенных в этих группах, для транспортных образовательных учреждений. Участники конференции отмечают нецелесообразность подобных действий, так как транспортному комплексу необходимы профильные специалисты в экономике и юриспруденции. Подготовка специалистов в области транспортного права осуществляется в соответствии с конвенциями соответствующих международных организаций, а также многосторонними и двусторонними межправительственными соглашениями. С этой целью подготовка специалистов гуманитарного профиля в транспортных вузах включает разработку и реализацию специальных программ, содержащих изучение морского права, права международных организаций, права международной безопасности, и обеспечивается квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Экономика и управление на транспорте также имеют ярко выраженную специфику и существенные отличия от соответствующих видов деятельности в других отраслях. В связи с этим считать нецелесообразным отнесение специальностей 030000 «Гуманитарные науки» и 080000 «Экономика и управление» к непрофильным для транспортных вузов и рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации остановить сокращение подготовки специалистов по вышеуказанным специальностям.

13. Рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации и Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в структуру цены при формировании Государственного оборонного заказа северных надбавок для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока и внести изменения в соответствующие нормативные акты.

Все прошедшие мероприятия

Организатор мероприятия


При поддержке